Портфель станет легче?

Учить и учиться по старинке уже не получится...  

Учить и учиться по старинке уже не получится

«Нет сколиозу и тяжелым портфелям» зачастую такую реакцию вызывает информация об очередном эксперименте в средней или высшей школе по замене традиционных средств обучения на электронные. Но, помимо восторгов, все новое, как известно, вызывает недоверие. Так что скептиков у образовательных ноу-хау тоже достаточно. Так, может быть, волнения за здоровье ребят не беспочвенны? Кроме того, компьютер и мобильный телефон с подключением к сети Интернет и без того неотъемлемый атрибут жизни практически каждого молодого человека. А тут еще учебный ридер…

Конечно, у этого вопроса не может быть только одной стороны. Кто-то вспомнит успешный в этом смысле опыт Австрии, Японии, Китая и Сингапура, кто-то отметит, что обучение с помощью традиционных средств тоже приносит достойный результат. Сами ребята, конечно, с удовольствием сменят тяжелые учебники на 500—600-граммовый планшет, на котором и презентации, и картинки, и формулы выглядят куда как увлекательнее. Зачастую учащиеся признают, что с использованием электронных средств обучения мотивация к учебе меняется: процесс становится более интересным, наглядным, увеличивается эффективность взаимодействия с учителем.

Двухгодичный эксперимент по использованию в учебном процессе ридеров, который проходил в БГУ, и вовсе дал любопытный и где-то даже неожиданный результат. Выяснилось, что ребята, задействованные в нем, стали проводить вдвое меньше времени за монитором – 1,5 часа в день против трех, которые проводят во Всемирной паутине ученики обычных классов. Понятно, что и те, и другие заходят в Интернет, чтобы поиграть, пообщаться в соцсетях и подготовиться к занятиям, но есть заметная разница во времени, которое те и другие тратят на учебу. Обладатели учебных «читалок» используют для учебы 60 процентов времени, в то время как ребята из параллельных классов — только 43 %. Кроме того, как выяснилось, экспериментальные классы стали читать на 27 % быстрее.

Что касается опасений относительно вреда для здоровья школьников, они не подтвердились. Авторы идеи говорят, что, как и у стандартной электронной книги, воздействие ридеров на глаза минимально, ведь плазменные экраны менее вредны, нежели жидкокристаллические. Подтверждают это и офтальмологи. Кроме того, на планшетах можно регулировать контрастность изображения, размер шрифта и другие параметры, чего не сделаешь в обычном учебнике. А это большой плюс.

О плюсах говорят и преподаватели, которые могут рассылать задания, презентации по блютузу, через Интернет проверять домашние задания. Словом, экономия времени и бумаги налицо.

Если еще какое-то время назад остро стоял вопрос с учебной и художественной литературой в электронном виде, то сейчас многое изменилось. Книжки в свободном доступе выложены на ряде белорусских сайтов. Поиск «электронный учебник в школах Беларуси» дает, как минимум, несколько результатов. Такую литературу можно, в частности, найти на сайтах Министерства образования Беларуси, Национального института образования. «В скором времени планируется создать свой национальный образовательный ресурс, — отмечает министр образования Сергей Маскевич, — чтобы он был доступен с любого мобильного электронного устройства в любом месте, в любое время. Это и есть тот путь, по которому сегодня идет наша система образования».

Хотим мы того или нет, жизнь идет, и в нее быстрыми темпами входят новые технологии. А значит, и учить по старинке не получится. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter