Бывший моряк из Чечерского района построил в родной деревне церковь и стал священником

Порт постоянной прописки

Николай Куцаков (на снимке) — личность в агрогородке Полесье известная. Во-первых, несколько лет назад он, вернувшись на малую родину, построил здесь за свои средства церковь. Во-вторых, спустя некоторое время получил сан иерея и стал настоятелем в новом храме.

Родом Николай Куцаков из деревни Барсуки, что в двух километрах от Полесья (уроженцы которого все предки по линии отца). Здесь окончил четырехлетнюю школу, а потом до 10-го класса учился в Полесье.

Сразу после этого пошел работать матросом в Гомельский порт на самоходную баржу: «Доставляли в разные города Беларуси по Сожу, Днепру, Западному Бугу и Припяти продовольственные товары, спиртное и так далее. Почему выбрал для себя такой путь? Мне профессия моряка еще в детские годы представлялась романтичной».

Однако в порту Николай Михайлович долго не проработал — всего два месяца, а потом пришла повестка из военкомата. Курс молодого бойца проходил в железнодорожных войсках на Урале, а после рядового Куцакова отправили почти на год в эстонский город Йыхви, где готовили химинструкторов. Под конец службы сельчанин начал думать, чем заниматься дальше, и решил поступать в Ленинградское военное училище. Получил звание лейтенанта, а после поехал по распределению в Ижевск, служил помощником коменданта. Правда, на этом решил не останавливаться и уже через несколько лет стал студентом Ленинградской военной академии.

— Когда учился, часто ходил в море на кораблях, — вспоминает Николай Михайлович. — После окончания академии получил назначение в одно из центральных управлений Министерства обороны в Москве, курирующее флот. Сбылась мечта, но не обошлось без сложностей — постоянные командировки по всему Советскому Союзу, которые иногда растягивались на месяц-два. Особенно часто приходилось бывать на побережье Северного Ледовитого океана.

На пенсию уроженец Барсуков вышел в звании капитана первого ранга. К тому моменту у него уже родились две дочери, была своя квартира в Москве. Казалось, теперь можно спокойно наслаждаться жизнью. Однако Николай Куцаков постоянно вспоминал о своей малой родине и достаточно часто наведывался в Барсуки и Полесье. Еще во время службы часто думал о том, чтобы вернуться в любимые края. Не заставила отказаться от этой мысли даже авария на Чернобыльской АЭС, от которой пострадал и Чечерский район.

— Сразу после трагедии в 1986-м я приехал в Полесье с армейским дозиметром, — говорит сельчанин. — Прошелся по соседним деревням, обошел все окрестности, слава Богу, ни Полесье, ни Барсуки особо не пострадали. Прирос я к этим местам, вот и вернулся.

И очень быстро появилась идея. Дело в том, что когда-то в Полесье был храм Святителя Николая Чудотворца, построенный еще в 1843 году. Однако перед началом коллективизации коммунисты сначала приказали закрыть его, а позже и вовсе разрушили. Николай Михайлович захотел восстановить святыню, ведь верующим приходилось ютиться в небольшом молельном доме, который они сами организовали в одной из заброшенных хат. Первым делом поехал в Гомель, где рассказал о своей задумке архиепископу Гомельскому и Жлобинскому Аристарху. Владыка поддержал его идею и дал добро на возведение святыни. А вот по светской линии все оказалось не так просто.

— Сначала с просьбой о выделении земли под строительство пошел к тогдашнему председателю Чечерского райисполкома Василию Максименко, — вспоминает Николай Михайлович. — Заверил его, что раз уж предки храм в свое время построили, теперь я должен его восстановить, ну а будет ли он кому-то нужен или нет — жизнь покажет.

Начали разбираться во всех юридических деталях, и выяснилось, что дать землю под строительство святыни райисполком не может, так как согласно правительственному постановлению возведение культовых сооружений, к которым относятся храмы, должно соответствовать определенным нормам. Например, необходимо сделать отвод земли, составить архитектурный план и схему планировки, все утвердить с санслужбой и так далее. В общем, оформить массу бумаг, потратить не только много времени, но и денег:

— Если бы отдал все свои сбережения на подготовку этих документов, то мне уже не за что было бы покупать кирпичи. Решил обратиться за помощью к Александру Якобсону, который на тот момент был председателем Гомельского облисполкома. Он меня перенаправил к кому-то из своих заместителей, а тот предложил мне переделать молельный дом в храм. Меня такой вариант устроил.

Пока шло строительство, Николай Михайлович ходил по окрестным деревням в надежде отыскать хоть что-то от старого храма. И его труды были вознаграждены. У одного из жителей Полесья нашелся напрестольный крест, а у другой сельчанки прямо на клумбе — два железных креста, служивших украшением дверей святыни в XIX веке. За четыре года церковь построили, а в 2011-м освятили.
Николай Куцаков постоянно вспоминал о своей малой родине и достаточно часто наведывался в Барсуки и Полесье. Еще во время службы часто думал о том, чтобы вернуться в любимые края. Не заставила отказаться от этой мысли даже авария на Чернобыльской АЭС, от которой пострадал и Чечерский район.
— К этому моменту понял, что хочу стать священником, и решил просить у архиепископа Аристарха благословения. Он снова пошел мне навстречу и отправил на обучение в Петропавловский собор в Гомеле. Каждый день ходил на службы, наблюдал за процессией в алтаре и даже успел немного послужить дьяконом. Честно, хоть и был пионером, комсомольцем, членом партии, а все равно душа к религии лежала. Еще во время службы меня посещало предчувствие, что буду священником. И чем старше я становился, тем больше во мне укреплялась вера в Бога. Считаю, что меня к этому привел сам Господь, — говорит Николай Михайлович.

Так случилось, что, когда настал момент принимать решение насчет Куцакова, владыка Аристарх умер. Новому архиепископу Стефану требовалось время для вынесения окончательного вердикта. Чтобы не сидеть без дела, Николай Михайлович попросился служить дьяконом в Спасо-Преображенскую церковь в Чечерске, куда ездил молиться два года. Только по истечении этого срока на празднике Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе, что в Речице, Николая Михайловича рукоположили в иереи и поставили настоятелем храма в Полесье.

Местная жительница Надежда Болсун говорит, что сельчане рады восстановлению храма в Полесье и появлению здесь своего священника:

— Раньше к нам в молельный дом в основном на большие религиозные праздники приезжал батюшка из Чечерска. А теперь у нас постоянно и утренние, и вечерние службы в церкви. Спасибо большое Николаю Михайловичу за такое благое дело.

Лестно отзывается о деятельности отца Николая и председатель Полесского сельисполкома Татьяна Крупенькина:

— С появлением храма агрогородок обрел второе дыхание. Люди ходят туда постоянно не только на Пасху и Рождество, но и в обычные дни. К слову, мы тесно сотрудничаем с Николаем Михайловичем. Он помогает нам с облагораживанием: вырезает различные фигуры из дерева (есть у него такое увлечение), которые мы затем расставляем по всему Полесью.
В ТЕМУ

Малая родина

Травы тут под пояса.
Ивы низко клонятся.
С детства милым голосом
Мать зовет домой.

Поле с житным колосом
Отливает золотом.
Неба синий колокол
Будто только мой.

Этот край пусть в малости
Мне напомнил шалости,
Что давно без жалости
Время унесло,

Ну а позже вечером
Дружески доверчиво
Дал послушать девичьи
Песни за селом.

И хоть много пройдено,
Грусть о малой родине
В душу все упорнее
Просится во сне.

Этих трав до пояса,
Маминого голоса,
Поля с житным колосом
Не хватает мне.

Иосиф РОГАЛЬ 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter