Будет ли поставлена точка в противостоянии минских пенсионеров и 1-й Минской птицефабрики?

Поросли огороды обидой

Никак не удается редакции поставить точку в противостоянии минских пенсионеров и 1-й Минской птицефабрики. Хотя, возможно, последняя и не подозревает, что это противостояние существует.



Напомню суть дела. В «СГ» от 8 мая этого года опубликована статья  «Огороды по… талончикам». В ней шла речь о неприятной ситуации, в которой оказались минские пенсионеры: придя однажды на свои огороды, которые возделывали уже почти двадцать лет, они вместо них увидели распаханное поле — погибли посадки, разобраны строения, пропал садовый инвентарь. К слову, огороды им выделили более 20 лет назад, что называется, под честное слово: без всяких документов. Но все это время люди их исправно возделывали. У кого-то на участках стояли времянки, кто-то прятал садовый инвентарь, прикапывая его в землю.

Однако в один отнюдь не прекрасный для огородников день 1-я Минская птицефабрика, на балансе которой находятся эти земли, попросту запахала их. Формально законов птицефабрика не нарушила: пенсионеры официальных документов на землю не имели, налоги на нее не платили. К тому же руководство птицефабрики ссылалось на требование законодательства о соблюдении в порядке земель. Законно-то оно законно. Но по-человечески ли?

— Сровняли с землей наши участки буквально в один день, без предупреждения. Бытовки, скамеечки сожгли, а инвентарь увезли в неизвестном направлении. А ведь это наша личная собственность! — чуть не плакала, рассказывая о погибших саженцах, одна из пострадавших Анна Пенькевич.

И вот спустя пять месяцев мы снова на месте, где раньше были участки. Сопровождает меня Светлана Калугина — ее огород тоже был здесь.

Место, прямо скажем, для посадок не самое подходящее: с одной стороны Минская кольцевая дорога, с другой — крематорий и все ближе подступающее Северное кладбище. Но людей такое мрачное соседство не смущало. Огород ведь не только подспорье к пенсии, но и любимое занятие. Да и буквально в ста метрах деревня Чижовка — сплошь элитные коттеджи. Кусок земли, который раньше возделывали пенсионеры, частично засеян травой. На вторую часть то ли семян не хватило, то ли желания: глаз режет перепаханный участок со следами трактора.

Светлана Васильевна по бездорожью пробирается к тому месту, где был ее огород, — нарвать укропа для закаток:

— Мы все понимаем, что документов у нас на огороды нет, значит, и прав тоже. Но мы же в этом не виноваты — такие времена были. Когда выделяли, вроде все официально выглядело: схема была, талончики с номерами участков. Этими вопросами ведала в Советском райисполкоме Минска Ирина Михайловна Соколовская. Сейчас она, конечно, уже там не работает. Больше всего обидело отношение: никто не предупредил заранее. Если бы хоть один из нас узнал о том, что такое планируется, рассказал бы остальным — мы же постоянно созваниваемся.

Тем временем огородники успели изрядно потратиться: с землей сровняли кусты смородины, грядки с клубникой, луком и чесноком, цветочные клумбы.

— Разве стали бы мы тратить деньги на семена и саженцы, если бы знали, что огороды у нас заберут? — вполне резонно замечают пенсионеры. — Да и садовый инвентарь до сих пор нам не отдали!

Между тем заместитель генерального директора по растениеводству птицефабрики Валерий Ялуго был весьма удивлен вопросом корреспондента «СГ», где и как пенсионеры могут забрать свои вещи:

— Весь инвентарь, который нашли работники на участках, был отвезен на зерносклад в агрогородке Большевик. Об этом людей проинформировали. И те, кому он был нужен, приезжали и забирали.

КАК видим, у каждого своя правда. Но понятно одно: для всех будет лучше, если история с огородами закончится так, чтобы у пенсионеров не осталось горькой обиды.

bolshakova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter