Порог для притока

КГК: Минск малоэффективно тратит средства на инновационные цели

Насколько эффективно используются инвестиции на инновационные цели в белорусской столице?

Одна из главных бед отечественной экономики — малоэффективное использование денег. Насколько грамотно обращаются с инвестициями в белорусской столице, заинтересовались специалисты Комитета государственного контроля. Любопытство возникло неспроста и не на пустом месте. Как отметили представители ведомства, дело заключалось не только в экономической важности вопроса, но и в его «цене». С начала 2009 года и до середины 2011-го на инвестиционные и инновационные цели в Минске были направлены немалые средства — около Br 26,4 трлн.

Выводы КГК малоутешительные. Как отмечает председатель КГК Александр Якобсон, Минск сегодня явно проваливает планы по привлечению инвестиций. И дело в данном случае касается не только вопроса привлечения ПИИ, но и так называемых внутренних вложений. «Из девяти районов Минска в нынешнем году задание по привлечению инвестиций в основной капитал не выполнили семь, при этом шесть из них даже снизили этот показатель по сравнению с прошлыми периодами. За январь—август 2011 года прямых иностранных инвестиций привлечено 47 % от задания. Снижен удельный вес иностранных инвестиций в промышленность города с 28 % в 2005 году до 8 % в 2010-м», — посетовал председатель КГК.

Проверки КГК наглядно продемонстрировали: в белорусской столице бюджетные средства при реализации инвестпроектов используются малоэффективно. Как рассказывает начальник главного управления контроля по Минску Иван Романович, комитет выявил незаконное и неэффективное использование средств госбюджета в 22 столичных организациях на общую сумму около Br 19,9 млрд. и Br 65,3 млрд. «Кроме того, нами было предотвращено незаконное расходование таких средств еще на Br 30,4 млрд., в бюджет вернулось Br 12 млрд.», — поясняет специалист. В КГК отмечают ряд явных «проколов» некоторых столичных предприятий при попытке освоить капиталовложения. В частности, «отличиться» удалось транспортникам — по информации контролеров, более Br 3 млрд. бюджет потерял только во время реконструкции трамвайных путей в микрорайоне Серебрянка. Бюджетные средства, использованные на разработку проектной документации, которая впоследствии оказалась невостребованной, были потрачены впустую.

Еще около Br 7 млрд. оказались напрасно потраченными во время строительства инновационного предприятия по производству рыбных консервов и рыбной муки на предприятии «Минскрыбпром». Несмотря на то что Мингор­исполком уже успел отчитаться о вводе этого производства в эксплуатацию еще в декабре 2010 года, оно до сих пор не работает и, судя по свидетельствам специалистов КГК, начнет делать это не скоро — в пустых цехах, где должно было разместиться новое производство, сегодня гуляет ветер. Примерно такая же картина наблюдается и при попытке реконструкции производственного корпуса филиала № 1 КУП «Минский мясокомбинат». Строение оказалось невостребованным и заброшенным, хотя на восстановление цеха было направлено Br 6,7 млрд. В конце минувшего года, понимая проблему, Мингорисполком передал это строение ОАО «Минскдрев», однако и эта компания пока не использует реконструированный корпус, мотивируя это тем, что его технические особенности не совсем подходят для того, чтобы открывать там мебельное производство.

«Наибольшее количество негативных фактов выявлено на таких направлениях инновационной и инвестиционной деятельности, как техническое перевооружение предприятий, строительство и сооружение объектов столичной инфраструктуры и социальной сферы, а также в жилищном строительстве», — подчеркнул Александр Якобсон. В КГК замечают: Минск сегодня катастрофически отстает от других регионов страны по темпам строительства жилья. Так, за 9 месяцев нынешнего года в столице было введено в эксплуатацию всего 593 тыс. кв. м жилья, что составляет только 49 % от годового задания. «Сегодня можно сетовать на тяжелое финансовое положение, действительно есть трудности, — признал Александр Якобсон. — Но они не помешали ряду областей построить жилья больше, чем в столице». Так, в Брестской области сдали 697 тыс. кв. метров жилья, в Гомельской — 642 тыс. кв. метров, в Минской — 800 тыс. кв. метров. При этом, по заверениям главы КГК, на нерасторопные темпы жилищного строительства повлияла несостоятельность отдельных строительных организаций, а также неудовлетворительная работа предприятий-заказчиков. В особенности это касается районных управлений капитального строительства — УКСов. «Со стороны администраций районов города не обеспечен должный контроль за выполнением строительных работ», — резюмировали в КГК, заостряя внимание на том, что срыв нормативных и договорных сроков строительства жилых домов приобретает массовый характер. Сегодня девятью столичными УКСами в Минске возводятся 50 жилых домов, из которых 28 к настоящему моменту уже должны были быть сданы, но этого так и не произошло. «При этом заработная плата у директоров районных УКСов немаленькая, — заметил Александр Якобсон. — И неудивительно: чем дороже строительство, тем им выгоднее, потому что они существуют от процента отчислений стоимости». В этой связи, подчеркнул председатель КГК, следует посмотреть на эту проблему пристальнее. «Чтобы труд оплачивался по заслугам. Я всегда ратую за высокую зарплату, но надо, чтобы она соответствовала сделанной работе», — сказал Александр Якобсон.

В КГК замечают, что не улучшают экономическую ситуацию и значительные объемы финансирования неокупаемых инвестпроектов, реализуемых за счет банковских кредитов, привлекаемых под гарантии Мингорисполкома. Эти деньги идут на строительство и реконструкцию объектов улично-дорожной сети, закупку пассажирского транспорта и на другие цели. По данным контролеров, задолженность организаций-заказчиков по таким кредитам по состоянию на начало июля нынешнего года без учета процентов — Br 1,4 трлн.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter