Порадеть родному человечку,

или «Олигарх» деревенского масштаба
или «Олигарх» деревенского масштаба

Следя за громкими судебными процессами над олигархами в ближайшем зарубежье (например, за «делом Ходорковского»), наши сограждане, во–первых, не перестают удивляться. Как же случилось, что огромные богатства, еще недавно принадлежавшие государству, всем гражданам, оказались в руках подавляющего меньшинства? Богатства столь непомерные, что даже налоги с них (и только сокрытые, неуплаченные!) исчисляются миллионами долларов. Во–вторых, люди облегченно вздыхают: слава Богу, у нас такое невозможно.

Увы, возможно. Конечно, в несопоставимо меньших масштабах. Но важен принцип.

Вопрос: может ли руководитель предприятия выделить три новых дома своим ближайшим родственникам? Во–первых, с нарушением всех норм учета и распределения жилой площади. Во–вторых, в обход и в ущерб тем, кто в жилищной очереди законно состоит. В–третьих, под носом у контролирующих инстанций и при всем, что называется, честном народе. Казалось бы, не может такого быть!

Вот что установила проверка Жлобинской межрайонной прокуратуры.

«Авчинников Владимир Николаевич, являясь председателем правления СПК «Антоновка–Агро» Жлобинского района, умышленно, вопреки интересам службы, с использованием своих служебных полномочий в августе 2004 года в нарушение требований действующего жилищного законодательства без согласования с Жлобинским райисполкомом и без предоставления необходимых документов, без каких–либо законных оснований, единолично, ущемляя права работников СПК, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, распределил три новых дома своим родственникам — сыну, Авчинникову Д.В., брату, Авчинникову В.Н., и семье своей дочери...».

В служебные обязанности В.Авчинникова входило повседневное руководство сельхозкооперативом, проведение общих собраний и правления СПК, представление его в отношениях с юридическими и физическими лицами. Должна была работать, например, жилищно–бытовая комиссия, но... Общей собственностью руководитель распорядился как своей личной. По его прямому указанию в протокол заседания СПК были внесены фиктивные сведения о рассмотрении жилищного вопроса. В райисполком он подал подписанные лично им фиктивные справки.

А первой в жилищной очереди стояла, с мужем и двумя маленькими детьми, агроном Наталья Бабичева. Она пришла на работу в тогда еще колхоз «Ленинец» по приглашению того же В.Авчинникова. Дом семья Бабичевых не получила. Она обратилась в различные инстанции, добилась прокурорской проверки. Почему же написала в «СБ», если вина Авчинникова полностью подтверждена?

Вот окончание уже процитированного постановления межрайпрокуратуры: «...В возбуждении уголовного дела по фактам служебного подлога и злоупотребления служебными полномочиями председателем правления СПК «Антоновка–Агро» Авчинниковым Владимиром Николаевичем отказать вследствие акта амнистии, устраняющего применение наказания за общественно опасные деяния». Документ датирован маем. Сегодня, в октябре, родственники уже бывшего руководителя продолжают занимать незаконно полученные дома и, как утверждает Наталья Бабичева, выезжать не собираются. Ее семья по–прежнему снимает чужое жилье и мало на что надеется.

В одном из полученных ею официальных писем утверждается, что при постановке на очередь она якобы не представила некоторые документы. «Неправда! — утверждает Бабичева. — Я подала все бумаги, которые требовал юрист, и оставила их секретарю Авчинникова. Но они пропали! Позже, после выявленных нарушений, жилищную очередь в хозяйстве вовсе аннулировали».

Разумеется, мы не ставим под сомнение действия прокуратуры. Закон (в данном случае об амнистии) есть закон! В.Авчинников оказался неподсуден как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Но разве амнистия касается его родственников? Надо же что–то делать с незаконно полученными ими тремя домами! Получит ли жилье семья Бабичевых?

Выселить жильцов силами прокуратуры, по ее постановлению, можно лишь в одном случае: если имеется угроза обрушения дома. Во всех иных случаях — только по решению или приговору суда.

В письме за подписью председателя Жлобинского райисполкома М.Косюкова говорится: «...Вопрос о предоставлении жилья Бабичевой Н.Г. будет решен в порядке очередности в соответствии с жилищным законодательством». Как конкретно он будет решен, спрашиваю Михаила Вабищевича, главного специалиста по учету и распределению жилья Жлобинского райисполкома.

— В следующем году планируется, по–моему, заложить четыре домика. Если дом закладывается, то за полгода его вводят в строй.

— Намерена ли районная власть восстановить справедливость? Какая судьба ждет спорные три дома и их обитателей?

— Сейчас хозяйством руководит облгаз. Там настаивают, чтобы эти люди продолжали работать в хозяйстве...

Да, ныне «Антоновка–Агро» является уже не СПК, а СПУ и принадлежит РПУП «Гомельоблгаз». Хозяйство курирует заместитель генерального директора Сергей Литвиненко. Спрашиваю его, кто должен ответить уже не перед законом, а перед семьей Бабичевых: райисполком или ваше предприятие как собственник хозяйства и жилья?

Следуют встречные вопросы, риторические: «Почему райисполком этот вопрос не поднимал? Почему не принимал мер?»

Конкретизирую: «Вы планируете закладывать новые дома? Получит ли Наталья Бабичева жилье?» — «Не знаю. Программа строительства на следующий год еще не защищена и даже не рассматривалась, поскольку находится в стадии разработки. Но если ее не утвердят или не будет денег...»

Словом, новый дом для семьи Бабичевых «Гомельоблгаз» не гарантирует. Утешает то, что исковое заявление в суд — относительно судьбы незаконно занятых домов — предприятие подало.

У Натальи Бабичевой впереди нелегкое ожидание: утвердят — не утвердят, построят — не построят, выселят — не выселят. Ей предстоит оплачивать (по чьей–то вине!) аренду жилья. Женщина между тем в январе ожидает третьего ребенка.

Корыстные нарушения в распределении жилья, увы, бывают. Но этот случай, согласитесь, беспрецедентный. По причине своего размаха («олигарх» царственно одарил сразу троих) и наглости, с которой были игнорированы закон и власть.

Как сказываются такие прецеденты на авторитете местной власти, пояснять, думаю, не надо. Давно и не единожды на самом высоком государственном уровне заявлено: в нашей стране олигархи не будут диктовать власти свою волю. Это касается, очевидно, и «олигархов» местечковых. Или тех, кто себя таковыми возомнил.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter