Министерство по налогам и сборам: число ИП и их доля в налоговых поступлениях в бюджет выросли

Поработали — заработали

Для частного бизнеса этот год становится в какой-то степени знаковым и переломным. Предпринимательская среда уже получила эффект от норм Декрета № 7. Особенно строительство, торговля и сфера услуг. Эффект от либерализации в промышленности обладает большим временным лагом. И официальные, и независимые исследования подтверждают: деловая среда преисполнена оптимизма. Многие бизнесмены планируют развиваться, готовы брать кредиты… Хорошее настроение частников постепенно начинает трансформироваться в конкретные позитивные показатели отраслевой статистики. Исходя из данных Министерства по налогам и сборам, значение бизнеса для региональных бюджетов выросло. Если в прошлом году на долю малого предпринимательства приходилось 24,6 процента поступлений в местные бюджеты, то в первом полугодии 2018-го уже 26,5 процента.

Судя по росту налоговых платежей, малый бизнес чувствует себя комфортно.
Фото Kroosp.ru

Впервые за последние несколько лет замечено увеличение количества индивидуальных предпринимателей. Их армия за первое полугодие приросла почти на 3 тысячи ИП, достигнув 239 тысяч. Правда, почти на 4 тысячи уменьшилось количество организаций – субъектов малого предпринимательства. Количество малых организаций немного увеличилось, больше всего потерь произошло в сегменте микрокомпаний со списочным составом менее 15 человек.

Впрочем, важно-то не только количество, но и качество. А с ним стало намного лучше. По крайней мере, судя по росту фактических налоговых платежей, малый бизнес чувствует себя относительно неплохо. Значит, либерализация пошла ему на пользу. И небольшие частные компании смогут и уже в какой-то степени являются драйвером развития экономики. Справедливости ради стоит отметить: большинство предпринимателей пока ориентируются на внутренний рынок. Значит, сильно зависят от внутреннего спроса. Но он пока увеличивается. Поводов терять оптимизм у бизнеса вроде бы и нет. Но вот получить еще больше преференций предприниматели не отказались бы. И представители общественных организаций, например, председатель правления Белорусского союза налогоплательщиков Анатолий Труханович, неоднократно озвучивали пожелания деловой общественности, что бизнесу стоит и дальше увеличивать послабления. Самое интересное, что деловая среда к преференциям относится неоднозначно. Дискуссия по этому поводу разгорелась на последнем заседании Республиканского клуба директоров. Преференции для некоторых категорий бизнеса – чудесная мера для стимулирования его развития. Но чрезмерные тепличные условия могут косвенно увеличить нагрузку на крупные компании. Оказалось, отдельные представители и так живут весьма неплохо. Например, плательщиками НДС, одного из самых существенных налогов и для бюджета, и для реального сектора, являются только треть компаний. Словом, возникает вопрос: слишком удобные условия для небольших компаний не становятся ли барьером и препятствием для превращения их в крупный бизнес? Ведь тогда правила игры несколько усложняются. И, по крайней мере психологически, предприниматели не стараются вырастать из малого бизнеса. А если и развиваются, то открывают параллельно другие малые компании. А ведь одна из целей преференций для небольших компаний – стимулировать их рост, возмужание и превращение в полноценных налогоплательщиков. Пока не совсем понятно, работает ли этот механизм у нас в стране.

Есть и еще один момент, который всплыл во время заседания клуба директоров. В ряде случаев преференции малым компаниям и ИП превращаются в механизм легальной минимизации налогов. Например, индивидуальным предпринимателям разрешили выступать управляющими юридических лиц. Задумка неплохая, должна была способствовать приходу профессионалов-управленцев в небольшие ООО и ОДО. Но эффект получился достаточно интересным: штатные директора открыли ИП и стали получать зарплату в качестве управляющих, экономя на выплатах в ФСЗН и подоходном налоге. И подобных схем существует довольно много. Кстати, в ряде стран параллельно с развитием различных преференциальных режимов хозяйствования законодательно запрещают некоторые инструменты минимизации налогов. Чтобы и бизнес развивался, и бюджет не страдал. Впрочем, в Беларуси механизм комплексной оценки тех или иных льгот для бизнеса только еще вырабатывается. Полагаю, что, когда он появится, будет возможность оценивать влияние на экономику страны тех или иных льгот. И тогда проблема из дискуссионной переместится в практическую плоскость.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter