Режиссер Валентина Еренькова уверена: Горький — не устаревающий автор

Поработали серым веществом

Премьерный спектакль «Дачники» в театре имени М. Горького ставит сложные вопросы об истинных и ложных ценностях

Рано или поздно серьезный театр возвращается к классике. К Шекспиру, Чехову, Мольеру, Островскому… Потому что только благодаря ей можно поговорить о бремени страстей человеческих во всей полноте. Только она дает настоящий творческий простор и для режиссера, и для актеров. В Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького недавно состоялась такая премьера. Здесь представили спектакль по одной из самых загадочных пьес Горького — «Дачники».

Фото предоставлено пресс-службой Национального академического драматического театра имени М. Горького

Жанр в программке обозначен так: «Драма, в которой никто не умер». Поставила ее известный белорусский режиссер Валентина Еренькова. Посредством программки еще до начала спектакля задается и его эмоциональный градус — это цитата из пьесы: «Пока я жив, я буду всегда срывать с вас лохмотья, которыми вы прикрываете вашу ложь, вашу пошлость, нищету ваших чувств и разврат мысли!» Не слишком ли пафосно? Для классика Горького в самый раз.

Валентина Еренькова не впервые обращается к творчеству драматурга. Многим памятна ее постановка «Чудаки» с Сергеем Чекересом, Иваном Мацкевичем, Беллой Масумян и другими актерами. Это был не простой и не бытовой спектакль с костюмами Ивана Айплатова и музыкой Алексея Еренькова. К нынешней премьере режиссер шла долго, трудно, что называется, «через тернии». Во многих смыслах это выстраданный спектакль. Его выпуск осложнялся еще и тем, что представлять премьеру публике пришлось не на своей площадке, а в Республиканском Дворце культуры профсоюзов, так как основная сцена Горьковского театра сейчас модернизируется.

Впрочем, зрителю до всех этих «предлагаемых обстоятельств», конечно, никакого дела нет. Он хочет видеть на сцене или зрелище, или аттракцион, или увлекательную любовную историю. Но при столкновении с густонаселенным миром и героями «Дачников» поначалу, кажется, испытывает замешательство, хотя позже постепенно включается в игру. Внимательному зрителю здесь в помощь актерские работы Сергея Чекереса, Александра Ждановича, Анастасии Шпаковской, Ивана Стрельцова, Павла Евтушенко, Александра Полозкова, перешедшего в горьковскую труппу из ТЮЗа. Актеры — проводники мысли автора и режиссерских идей. Чтобы не утонуть во всех смыслах и подтекстах, остается только одно — довериться им. Сама режиссер считает пьесу крайне современной и не боится, если кому-то нынешнее прочтение покажется чересчур рискованным. А рискованных сцен, которые кому-то могут показаться и фривольными, в спектакле, особенно во втором действии, предостаточно.

Еренькова намеренно будоражит и актеров, и зрителей, пробуждая в них чувственность, пассионарное начало. Действие пьесы происходит летом, свежий дачный воздух наполняет героев энергией и желанием не только переустроить мир, но и найти сердечное увлечение. В клубке любовных страстей сложно разобраться, как непросто выбрать, кому все-таки в этой истории сопереживать. Иногда складывается впечатление, что дальше слов дело о переустройстве мира так и не пойдет. Так и происходит. Герои лишь на словах декларируют свои идеалы. Высокопарных речей в спектакле действительно много, и порой кажется, что в той или иной вариации повторяется одно и то же. Для Валентины Ереньковой самой важной в этой истории, как она признавалась накануне премьеры, является тема семейных взаимоотношений:

— Проходя через все общественные бури и поиски собственного «я», важно не терять личный контакт в семьях. Наши герои находятся в небольшом пространстве, вроде бы на отдыхе, но образуется такой сгусток энергии, который делает отдых невозможным. Все разрушается, все обиды выходят наружу. Здесь есть и бунтарь, который постоянно всех провоцирует. Но все время жить в буре страстей тяжело, только с возрастом понимаешь значение истинных ценностей, цену слов. Я посоветовала бы зрителям и своим коллегам смотреть этот спектакль не просто глазами, а научиться слышать и слушать, попытаться поработать вместе с артистами. Мы очень много над ним работали. Попытались создать биографию этих людей, их среду обитания, их проблемы. Что-то сокращали, адаптировали. Для актеров это было непросто. К сожалению, и современный зритель отвыкает слышать тексты со сложной структурой, он привык следить на сцене за простыми знаками и схемами. А у Горького даже в фамилию персонажа вкладывается биография, и этот код надо уметь считать. Я вспоминаю здесь свой спектакль по Горькому «Чудаки»: герои постоянно собираются на его репетицию. Позволила себе такую крохотную цитату. Считаю, что это очень современная пьеса. Горький пристально рассматривает природу человека, которая не меняется.

Безусловно, в спектакле интересный актерский ансамбль. Постепенно, не сразу, но зато довольно пронзительно и впечатляюще раскрывается Александр Жданович в роли Петра Ивановича Суслова. Повзрослевшим и степенным скептиком предстает Сергей Чекерес — Сергей Васильевич Басов. Эффектна Анастасия Шпаковская в роли строгой Марьи Львовны. Семена Семеновича Двоеточие довольно эксцентрично воплощает Игорь Андреев. Порочна и стремительна Юлия Филипповна у Екатерины Шатровой. «Много разговоров о литературе, мало действия и пять пудов любви», — сказано о другой пьесе и другим автором, а кажется, что про эту. Сергей Юревич купается в роли модного литератора Шалимова. Его приезд обставлен как отдельное шоу. Влас у Александра Душечкина с его запальчивыми речами выглядит как духовный наследник Пети Трофимова из «Вишневого сада». Разнообразная актерская палитра заставляет зрителя почти в каждой сцене чему-то удивляться, с чем-то ожесточенно внутренне спорить. Спектакль наполняют парадоксальные моменты и неожиданные паузы. Кто-то пускает бумажный самолет — и вдруг мы слышим гул настоящего самолета. Над сценой висит тюк сена или соломы, издали напоминающий солнце. На нем же сидит на программке роденовский «Мыслитель»: явная ирония авторов по отношению к дачным философам из пьесы. На образ и атмосферу работают и сценография Аллы Сорокиной, костюмы Татьяны Лисовенко, музыка единомышленника и мужа Валентины Григорьевны Ереньковой — Алексея Еренькова.

Еще не театр абсурда, но уже и не бытовой театр, открытый для любых трактовок, рождающий множество ассоциаций, призывающий мыслить, пусть даже на сеновале. Это Горький двадцать первого века, свободный от стереотипов. Конечно, какие-то острые эмоциональные углы можно было бы сгладить, приглушить чувственный градус, но режиссер намеренно не делает этого, а только обостряет. Много откровенно смешных моментов, гротескных ситуаций, неожиданных реакций — два разных по настроению акта. Дачной идиллии не получается: нервы у всех героев напряжены, каждый пытается доказать свою правоту, утвердить свое эго или затеять любовную интригу. У каждого героя есть свой антагонист и свои последователи. Мы видим несколько систем мироустройства и мировоззрения, которые входят в противоречие друг с другом.

В спектакле сложная структура, нужно следить не только за эмоциями актеров, но и за текстом. Непросто разобраться и в том, кто кому и кем приходится — на это уходит почти все первое действие. Дачные мыслители Басов, Суслов, Замыслов и другие похожи на распустивших хвост павлинов, на преисполненных собственного величия римских ораторов. Их, правда, никто не слушает, но это не мешает им продолжать упиваться звуком собственного голоса. Когда-то фильм Сергея Урсуляка «Летние люди», поставленный по «Дачникам», обвиняли в том, что режиссер без особой симпатии отнесся к своим героям и чуть ли не высмеял интеллигенцию. До прямого высмеивания у Валентины Ереньковой дело не доходит, но и любования героями нет. Жертвы собственного эгоизма, пустословы и остряки предстают в ироничном ключе, и эта ирония задана автором, написавшим пронзительную пьесу о противоречиях человеческой природы, семьи, общества.

КСТАТИ

Следующий премьерный показ «Дачников» состоится на сцене Республиканского Дворца культуры профсоюзов 23 ноября. Напомним, основная сцена театра имени М. Горького закрыта на модернизацию.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter