Источник: Знамя юности
Знамя юности

Пять, шесть или семь: в каком возрасте отдавать ребенка в школу

Пора за парту

У родителей будущих первоклашек – горячая пора: идет прием документов в школы и гимназии. И если с семилетками все понятно, то мамы и папы детей помладше терзаются в сомнениях: отдать сейчас или, может, подождать еще год? Определить ребенка в первый класс можно даже в пять лет. Другое дело, стоит ли вести в школу малыша, которому куклы или машинки гораздо интереснее букваря и прописей?


Лучше, чем эскимо

Ольгу Еловую из деревни Старое Село Минского района отдали в школу в пять с «хвостиком», причем это была ее личная прихоть: 

– В тот год в первый класс шла моя семилетняя сестра Вика, и я решила, что мне тоже нужно. Хотя родители пытались отговаривать. Помню, мама упрашивала: «Оля, давай еще подождем. Хочешь, я тебе за это каждый день буду покупать мороженое?» Но возможность носить школьную форму и сидеть за партой прельщала меня больше, чем эскимо.


Учеба давалась Ольге не сложнее, чем ее одноклассникам. Правда, на первых порах без привычки переутомлялась:

– Помню, однажды посреди урока встала и заявила учителю: «Все, я устала!» Он смилостивился и отпустил погулять по школьному коридору.

Тем не менее, Ольга никогда не считала, что поторопилась:

– Мне нравится, как все сложилось. К 18 годам, когда уже полагается быть самостоятельной, я успела окончить школу, колледж и устроиться на работу.

Сейчас 23-летняя девушка работает экономистом в банке. На вопрос, отдала ли бы она своего ребенка в первый класс в пять лет, отвечает:

– Если бы я видела, что он готов: умеет читать, писать, считать, то почему нет?

Минус год детства

У Татьяны Долгач, младшего научного сотрудника Института истории Национальной академии наук, которая провела детство в агрогородке Хвиневичи Дятловского района, другой опыт. Ее тоже отдали в школу в пять лет. Причем, скорее, от безысходности – не с кем было оставить. В сад девочка не ходила, сидеть одной дома – рано, а бабушка держала большое хозяйство, и соглашаться на допнагрузку в виде внучки ей было не с руки. 

Учеба давалась Татьяне непросто: она была развитой и сообразительной, но быстро утомлялась.

– По утрам, когда нужно было уходить в школу, до последнего играла с куклами. А на уроках придумывала отговорки, лишь бы ничего не делать. Могла пожаловаться учителю: «У меня болит рука!» – чтобы не выполнять задание в прописи.

До пятого класса Татьяна училась неважно, с тройками. Но потом выровнялась и даже окончила школу с золотой медалью, а в 16 лет поступила на исторический факультет Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. 

На месте родителей, размышляющих, не отдать ли ребенка в школу в пять, Татьяна бы не торопилась:

– Если на то нет большой необходимости, не спешите. Ведь тем самым вы забираете у ребенка год детства. Лично мне его очень не хватало.

Ребенок в шесть и в семь – это два разных человека 

Какой же возраст оптимален для первого знакомства со школой: пять, шесть, семь? Врач-педиатр Дмитрий Чеснов, заведующий приемным отделением 3-й городской детской клини­ческой больницы Минска, голосует за последний ва­риант:

– На то есть ряд физиологических причин. Именно к этому возрасту «дозревает» нервная система, перестаивается иммунная. Кроме того, к семи годам у ребенка уже есть основной набор профилактических прививок. 

Дмитрия Михайловича под­держивает и Валерий Станчик, учитель начальных классов жодинской школы № 6. Один и тот же ребенок в шесть лет и в семь – это два разных человека, уверяет Валерий Тадеушевич:

– Многие родители ошибочно считают, что, если сын или дочка умеет читать, писать и считать, это повод отдать их в школу. Но это отнюдь не показатель: гораздо важнее, чтобы малыш был физически окрепшим, умел концентрировать внимание и мог высидеть за партой 35 минут урока.


Если родители сомневаются: отдавать или подождать – педагог советует прислушаться к мнению врача-невролога, которого все дети обязательно посещают перед школой:

– Если специалист вынес вердикт, что ребенок готов, его можно смело вести в первый класс. А если написал «условно готов» или «не готов» – к этому стоит прислушаться. Как показывает практика, с такими детьми в процессе учебы всегда возникают вопросы. 

К средней школе все равны

Психолог гимназии № 3 Молодечно Оксана Степанова тоже называет семилетний возраст самым подходящим. И аргументирует, почему:

– В шесть лет, и уж тем более в пять, у детей превалирует игровая деятельность – говоря простым языком, им еще хочется играть. Достаточно убедиться в этом, посмотрев, чем они заняты на переменках: катают по подоконнику машинки, играют в куклы. 


Кроме того, у них хуже развиты абстрактное и образное мышление, а также чувство долга. Шестилетка может отложить тетрадки в сторону просто потому, что ему стало скучно, а у семилетки уже есть понимание – «не хочу, но должен». 

К Оксане Анатольевне нередко обращаются за советом мамы и папы, которые пожалели, что определили детей в первый класс слишком рано:

– Успокаиваю их тем, что к средней школе все «дозревают», выравниваются. Но чтобы школьник благополучно прошел этот этап, ему нужна родительская помощь. Если семилетка успел во всем разобраться на уроке, то с ребенком помладше, возможно, придется посидеть и вечером, чтобы объяснить ему то, что он упустил.

krupenk@sb.by

Возьмут ли ребенка в школу В ПЯТЬ ЛЕТ?

В первый класс ребенок может идти с шести лет. Однако в новую редакцию Кодекса об образовании планируется внести норму, по которой «по заявлению законного представителя учредитель учреждения образования имеет право разрешить прием документов в первый класс в более раннем возрасте». Сейчас пятилетку тоже готовы взять в школу – правда, только в том случае, если с 1 по 30 сентября ему исполнится шесть (Ст. 159 Кодекса об образовании).
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter