Рабочая неделя Президента Беларуси в цитатах и комментариях

Пора включать диктатуру технологий

— Обеспечьте внутренний рынок, чтобы люди были накормлены наши, а тогда везите, куда хотите, где выше цена. Я же не против. Я же за то, чтобы вы получили большую прибыль. Но не за счет того, что Минск будет ходить и искать бутылку молока, которого у нас предостаточно в стране. По продукции сельского хозяйства этих провалов быть не должно.

12 августа 2022 года, Александр Лукашенко при посещении Минского молочного завода № 1.

Эта информация днями прошелестела по инфополю скорее на уровне слухов. Мол, с прилавков магазинов не то чтобы исчезло молоко, но ассортимент его заметно сократился. Признаюсь, я такого явления не заметил. Никогда специально не считал количество молочных брендов, которые представлены в крупных маркетах и магазинах поменьше, но, если их сегодня 10, а завтра 7 или даже 5, вряд ли обращу на это внимание. У меня нет даже каких-то конкретных предпочтений по торговым маркам. Вся белорусская молочка великолепного качества, и приобретая продукт, не очень-то задумываюсь о том, на каком производителе остановиться. Беру первое, на что упал взгляд.

Фото  БЕЛТА

Но это личные наблюдения. Однако есть еще и экономическая сторона вопроса, которая может объяснить вдруг появившуюся тревогу. Ситуация на мировых рынках известна. Их лихорадит. Продукты питания растут в цене. В том числе и у ближайших соседей в Российской Федерации. Здесь, конечно, не такой крутой взлет, как в некоторых странах подальше, но тоже вполне заметный. И любой рынок, как говорят специалисты, с высокой маржинальностью, для производителя продукции всегда очень привлекателен.

Впрочем, я далек от мысли, что наши производители сломя голову ринутся туда, где можно втридорога продать продукт в ущерб своему собственному потребителю. Здесь, к слову, тот случай, когда можно предположить, что бы было, если бы все регулировал рынок. Нас же этому учили разные гуру либеральных экономических теорий. Все предприятия частные, государство в их деятельность не вмешивается, только платите налоги, а дальше действуйте по своему разумению. Вот в этом случае действительно был бы высок риск того, что молочные реки потекут мимо белорусского покупателя.

Поэтому требование Президента выглядит скорее как напоминание производителям о том, что у нас все устроено несколько иначе. Рынок, конечно, регулирует, но и государство держит ситуацию под пристальным контролем. Здесь надо просто соблюдать баланс интересов. Молока мы производим намного больше, чем выпиваем. Запас достаточный, чтобы и покупателю угодить, и производителям заработать на хорошей внешней конъюнктуре.
— Не надо вам напоминать, что Минск является визитной карточкой, для этого много делается, и благоустройство, и для комфорта людей. Это видят и гости столицы, и белорусы. Но как в такую концепцию красивого и уютного города могут вписываться долгострои?.. Это не только памятники бесхозяйственности. Прежде всего это несозданные рабочие места, недополученные налоги в бюджет, замороженная экономическая активность. Такое положение дел никуда не годится… Пора принимать кардинальные меры.

15 августа 2022 года, Александр Лукашенко при посещении площадки комплексной реконструкции застройки ООО «Минский городской технопарк».

Хоть в Минске таких объектов и относительно немного, но, в сущности, даже наличие одного долгостроя вполне резонно воспринимать как ситуацию чрезвычайную. Все-таки столица — особый город. По ней гости Беларуси составляют первое впечатление о стране. Просторность и чистота улиц и проспектов — наш узнаваемый фирменный стиль. И любое его нарушение играет не на пользу.

Какие объекты сегодня вызывают тревогу? Это бывшие помещения Минского производственного объединения вычислительной техники, известного когда-то на весь Советский Союз. Еще один яркий пример: только после вмешательства Президента довели до ума объект на выезде из города по проспекту Победителей. И он не один такой. Та же история с газпромовским долгостроем. Длительное время не могут ввести в эксплуатацию гостиницу напротив «Минск-Арены». Не завершено строительство паркинга и встроенных помещений в жилом доме на Неманской. На улице Притыцкого торговый центр «Гулливер» стоит немым укором бесхозяйственности. Так же как и строение возле цирка…

Забегая вперед, отмечу, что все эти объекты должны быть доведены до ума не позднее 2025 года. Остается лишь главный вопрос: сколько же денег «простояли» эти сооружения без дела? Ведь Александр Лукашенко не случайно укрупняет масштаб проблемы до уровня экономических потерь. В некоторых случаях с много­обещающими проектами приходили инвесторы, но что-то их остановило. Значит, было занято место другого потенциального партнера, который бы все организовал так, что выделенные территории были бы не бременем, а приносили бы доход городу и стране. Да и отдельно взятому гражданину, который бы устроился на работу в новостройке.

Обращу внимание на то, что и ООО «Минский городской технопарк» тоже своего рода долгострой. Это площади огромного некогда мотовелозавода, все производство которого теперь спокойно размещается в одном цехе. Причем основу его составляют главным образом импортные комплектующие. Это уже технологический долгострой: задача возродить белорусское вело- и мотопроизводство ставилась не единожды. Раскачивается проект медленно. Сам же технопарк должен стать местом притяжения для чистых инновационных производств. Может, в этих условиях наконец-то выстрелит и обновленным мотовело?
— Это и моя гордость, что мы сохранили аграрную науку. И не только в семеноводстве. Уникальные люди! Мы и сохранили, и превзошли. 
Это дороже золота. Люди должны понимать, что то, что они пришли и купили хлеб в магазине… Хлеб начинается с ученых и этих делянок… Нужна диктатура. А у нас она есть — давайте включать ее… Давайте административный ресурс включать и заставлять делать так, как надо. Пора начинать по-настоящему работать.

16 августа 2022 года, Александр Лукашенко в ходе рабочей поездки в Смолевичский район.

А ведь совершенно очевидно, что без аграрной науки, ее не просто сохранения, но и развития, мы сегодня и близко не имели бы тех вариантов на селе, которые у нас есть. Пахотные земли — ресурс объективно ограниченный. Больше территорий, чем у нас есть, мы нигде не возьмем. Отчасти поля прирастают землями, которые становятся пригодными для возделывания в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Но здесь до массового введения в оборот еще очень далеко. Частично мы добавляем к пашне мелиорированные земли. Однако этот процесс тоже не быстрый и далеко не дешевый. Впрочем, что мелиорация, что возрождение чернобыльских земель — это тоже процессы, которые невозможно вести без крепкой научной основы. Так что здесь заслуга ученых-аграриев тоже весомая.

Но еще больше доля их интеллектуального труда в повышении эффективности использования имеющихся земель. Потенциал экстенсивного роста здесь фактически исчерпан, дальнейший рост возможен только с опорой на интенсивные подходы.

Что имеется в виду? Еще недавно считалось, что кукуруза не наше растение. Но ученые подумали, подсчитали, поэкспериментировали, и теперь эта культура играет серьезную роль в формировании общего урожая. Примерно по такому же пути мы сейчас идем относительно озимого ячменя. Хватало и сомнений, и опасений, но нынешний год показал, что эта культура может дать немалую прибавку к урожаю. Со следующего сезона планируется расширение практики. А еще в проекте выращивание подсолнечника. Тут тоже без науки никуда.

Словом, сегодня задача ученых в сельском хозяйстве искать и находить оптимальные варианты структуры посевных площадей, давать сельчанам обоснованные рекомендации, где, сколько и в какие сроки сеять, как подкармливать и ухаживать. Ну а дальше начинается та самая диктатура, о которой говорил Александр Лукашенко.

Любая научная рекомендация останется лишь пустыми словами, если не будет жесткого диктата технологий, соблюдения установленных регламентов. Ну и производственную дисциплину никто не отменял.
— Мое глубочайшее убеждение: хлеб, мясо, молоко, овощи и, разумеется, растущие в нашем климате фрукты на столе по максимуму должны быть отечественного производства. То есть свое, белорусское и еще раз свое… Понятно, что отдельные южные сорта из-за климатических условий не приживаются. Но у нас есть Институт плодоводства, три научных учреждения, которые занимаются селекционной работой, а также адаптацией иностранных сортов к нашим условиям.

18 августа 2022 года, Александр Лукашенко на совещании в Гродненском районе по вопросам закладки садов.

Не надо думать, что кто-то станет в приказном порядке убирать с полок магазинов испанский хамон или французский рокфор. Пусть бы и продавался на радость производителям, да только нестабильность в мышлении европейских властей никакой гарантии не дает, что эти продукты будут до нас доезжать. Санкционные войны безумны. Все чаще авторы экономических ограничений, целясь в нас, бьют рикошетом по своим бизнесменам, фермерам. Ситуация идиотская, конечно, но и нам есть из чего делать выводы.


Хорошо, что мы в свое время активно развивали собственную мясомолочную продукцию. А ведь был период, когда восхищенно смотрели на импортные йогурты и даже мягкий сливочный сыр. Производители, бывало, чесали затылки в раздумьях о том, что нам освоить подобное не светит. Но глаза боятся, а руки делают. Где-то с помощью частного капитала, где-то при государственном инвестировании свою перерабатывающую промышленность мы подняли на очень серьезный уровень, и белорусские продукты — это сегодня собирательный бренд, говорящий о высоком качестве товара.

А помните «ножки Буша»? В свое время ими буквально было завалено все постсоветское пространство. Удивительное дело, куриные окорочка везли судами-рефрижераторами из США, и они чуть не угробили все местное птицеводство. Вовремя спохватились.

Мясо, молоко, птица, хлеб, овощи теперь у нас на столах почти полностью свои. С фруктами несколько иная ситуация. Понятно, бананами и ананасами мы себя не обеспечим, а вот яблоками разве не можем? И тем не менее еще недавно в торговле господствовали польские плоды. Однако власти соседней страны, как и водится, подложили свинью своим фермерам, фактически запретив работать с Беларусью и Россией. Мы больших проблем от этого не ощутили, но звоночек услышали. Пока у поляков гниет очередной урожай, надо думать, как разворачивать собственное садоводство. Опыт есть, но еще точечный. Как в производственном кооперативе имени В. И. Кремко, с работой которого Президент ознакомился перед совещанием. Его необходимо расширять. Ведь с учетом бездонного рынка на востоке и самоликвидации конкурентов с запада это шанс не только обеспечить себя некоторыми фруктовыми позициями, но и освоить еще одно новое экспортное направление.

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter