В ряде районов страны объявлен третий класс пожарной опасности лесов: наш корреспондент заступил на дежурство вместе с авиацией МЧС

Пора в воздушный дозор

Погода по-прежнему «жарит», а с ней растет и класс пожароопасности в экосистемах. В понедельник в стране действовал запрет на посещение лесов в 16 районах, еще в 51 введены ограничения на посещение. Немалую долю возгораний в лесах находят по оперативным данным МЧС, собранным при помощи авиационного мониторинга. Вертолеты и самолеты МЧС поднимаются в небо при наступлении третьего класса пожарной опасности, когда стоит жаркая, сухая погода без осадков и пожар может возникнуть от малейшей искры. В этом году авиация МЧС заступила на патрулирование экосистем в середине апреля, и за это время общий налет по лесоохране уже составил 592 часа, за время которых обнаружили 26 лесных пожаров. В очередной воздушный дозор вместе с летчиками МЧС отправились и наши корреспонденты.

Начальник авиации МЧС Тадеуш Курсевич: «Патрулирование ведут самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2».

Мне бы в небо

Авиапатрулирование ведут самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2. 

С аэродромов в Липках под Минском, Витебске, Поставах, Мозыре и Пинске. У самолета больший запас хода, примерно вдвое — около 1000 километров. Но вертолет может взять на борт группу пожарных десантников с ранцевыми огнетушителями, которые вмиг локализуют мелкие очаги возгораний. С начала сезона они ликвидировали четыре пожара в экосистемах.

Вертолеты и самолеты авиации МЧС поднимаются в небо при наступлении третьего класфса пожароопасности.

Мы полетим на самолете Ан-2. Он уже готовится к взлету на аэродроме Липки. Экипаж самолета — два человека: командир воздушного судна Михаил Трофимчик и второй пилот Денис Зайцев. Сегодня у нас почти пятичасовой маршрут по западной части Минской, а также Могилевской области. Пока мы идем к нашему воздушному судну, Денис Зайцев показывает бортовой журнал: 

— Сейчас в некоторых районах установился третий класс пожароопасности, а это значит, что за ситуацией нужно следить не реже одного раза в день.

Заревел двигатель. Заткнули уши берушами. От винта! Полет на Ан-2 полон эмоций: воздушные потоки постоянно потряхивают мелкий самолет. Летим на высоте около 500 метров. Глядим вдаль до десяти километров: густые леса до горизонта, извилистые реки прорезают бескрайние поля. Заметили дым. Кто-то палит траву на участке. В стране с начала года произошло 229 лесных пожаров общей площадью 262,5 гектара. Основные причины возгораний — неосторожное обращение с огнем, выжигание сухой травянистой растительности. Самовозгорание леса бывает разве что при сильной продолжительной жаре.

— Самый быстрый и опасный — верховой огонь, когда горят кроны деревьев, — рассказывает Денис Зайцев. — Есть еще низовые и подземные, торфяные пожары.

На тушение крупных пожаров готовы вылететь вертолеты Ми-8 и Ми-26 с водосливными устройствами, вмещающими от 500 литров до 15 тонн воды.

Летчик-наблюдатель постоянно сверяет наш маршрут на «пятикилометровой» карте. Так мы понимаем, над каким лесным хозяйством пролетаем. Обо всех замеченных возгораниях летчики докладывают лесникам. Связь с ними прямая по выделенной радиочастоте. Сообщаем, в каком лесном квартале обнаружили очаг возгорания. Но сегодня этого делать не пришлось: лесных пожаров мы не обнаружили. И это хорошо. 

Борт в помощь

В этом году не было таких сильных пожаров в экосистемах, поэтому локализовывали мелкие очаги возгораний только десантные группы. На тушение крупных пожаров готовы вылететь вертолеты Ми-8 и Ми-26 с водосливными устройствами, вмещающими от 500 литров до 15 тонн воды.

К слову, в эти дни авиация МЧС помогает бороться с лесными пожарами в Турции. Заступили на дежурство 16 июня. Помимо самой работы по ликвидации очагов возгораний в труднодоступных местах, наши авиаторы также доставляют турецких спасателей к местам пожаров.

В этом году не было сильных пожаров в экосистемах, поэтому локализовывали мелкие очаги возгораний только десантные группы.

Сегодня авиация МЧС расширяет сферу применения беспилотных летательных аппаратов за счет мощных квадрокоптеров с продвинутой целевой нагрузкой: 4К-камеры, тепловизора, широкоугольной камеры и лазерного дальномера. Они могут летать на одном заряде около 45 минут. Поднимаются на высоту до километра и улетают на расстояние до восьми километров от оператора. Весомо помогают в наблюдении за крупными верховыми пожарами. Однако основная задача этих квадрокоптеров — мониторинг последствий чрезвычайных ситуаций: ветровала, обрыва линий электропередач, подтопления населенных пунктов и дорог, а также поиск потерявшихся в лесах. 

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter