Пора сделать решительный шаг к более тесной кооперации

Четверть века — хороший повод, чтобы подвести итоги и наметить планы на будущее. Этими словами предварил работу экономической секции заместитель Главы Администрации Пре­­зидента Беларуси Дмитрий Крутой:



— Если оглядываться на весь этот период, то те базовые цели, которые ставили президенты при подписании первого договора и всех последующих, сегодня успешно реализуются. Процесс углубленной интеграции идет.

Свой вывод Дмитрий Крутой подтвердил цифрами: за 25 лет белорусско‑российский торговый оборот вырос в шесть раз... Начинали с пяти миллиардов, а в прошлом году было уже 30. И это несмотря на пандемию. В отношениях с Россией падение торгового оборота у Беларуси гораздо меньше, чем с другими странами. Это говорит о том, что уровень двусторонней торговли сохранился при достаточно высоких параметрах...


Второе измерение экономической интеграции — инвестиции. Россия является в Беларуси инвестором номер один. Сейчас 2,4 тысячи компаний с российским капиталом работают на белорусском рынке. С другой стороны, более 30 сборочных производств в России выпускают белорусскую сельскохозяйственную, пассажирскую, лесозаготовительную технику, лифты. Реализуются крупные совместные проекты в освоении космоса, развитии атомной энергетики...

Эту точку зрения поддержал вице‑премьер российского Правительства Алексей Оверчук: «Беларусь является для России важнейшим экономическим партнером в СНГ и четвертым по масштабам — в мире. В союзную страну вложено более четырех млрд долларов российских инвестиций, солиден и встречный поток. Во многом это результат реально работающей в Союзном государстве свободы передвижения капиталов, рабочей силы и товаров».

Знаковым для двустороннего сотрудничества стало подписание соглашения о перевалке белорусских нефтепродуктов через морские порты России на условиях не хуже, чем в странах Прибалтики. Дальнейшее сотрудничество в этом направлении позволит обеспечить транзит через российские порты другой белорусской продукции, в том числе калийных удобрений.

Однако наряду со всеми этими достижениями пора сделать шаг к более тесной производственно‑технической кооперации, отмечали участники дискуссии. Нужны такие же масштабные проекты, как совместное возведение Белорусской АЭС. Так, представитель РЖД рассказал о перспективах сооружения трансконтинентальной высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая через Беларусь свяжет Союзное государство с Востоком и Западом. Планируется в этом контексте и скоростной транспортный тре­угольник Москва — Санкт‑­Петербург — Минск.

Миллиарды может принести нашим странам совместное производство оборудования для нефтехимии. Целая дискуссия развернулась на экономической секции по вопросу совместного развития льноводства. К сожалению, по посевным площадям исконно славянской культуры наши страны уступают довоенным показателям, а по сбору льноволокна Франция опережает Союзное государство в 2,5 раза. К тому же из этого сырья можно изготавливать не только экологичные ткани, но и другую самую разно­образную продукцию. Основой возрождения отрасли могла бы стать соответствующая союзная научно‑техническая программа. Таковая была разработана еще в 2013 году. Однако, сообщил Владимир Нестеренко, генеральный директор одного из крупнейших в Беларуси и России Оршанского льнокомбината, до ее реализации дело так и не дошло.

В работе секции принял участие Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. Его призыв — выходить Беларуси и России на совместные производства, а не конкурировать друг с другом, поддержали все участники дискуссии.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter