Сколько тратят белорусы на продукты питания

Пора рационально питаться, а заодно и экономить

ОБНОВЛЕН рейтинг стран Европы по доле расходов на продукты питания. Лидирует в нем, как и год назад, благополучный во всех отношениях Люксембург, где на эти цели тратится лишь 8,6 процента совокупных расходов семьи. На втором месте Нидерланды — 10, замыкает тройку Дания — 10,6 процента. В число лидеров попали достаточно богатые Великобритания и Швейцария, далее идут Норвегия, Австрия, Ирландия, Кипр, Финляндия и Германия.

Дешево — не значит здорово

Замыкает рейтинг по-прежнему Украина, где среднестатистическая семья на пропитание тратит более половины своих расходов. При этом необходимо отметить, что данные экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по Украине отражают ситуацию по итогам 2014 года. Сейчас она, вполне вероятно, стала еще более катастрофичной. Достаточно печальное положение складывается также в Македонии, Молдове и Сербии.

Россия с показателем доли расходов на продукты питания в 30,3 процента на 29-м месте, опережая как бывшие республики СССР, за исключением Эстонии, так и входящие в ЕС Хорватию, Болгарию, Румынию. Причем за последние десять лет эта доля снизилась примерно на 10 процентных пунктов. Вполне вероятно, что за счет дешевых сигарет и алкоголя в том числе.


Исследователи также подсчитали траты и на них. Меньше всего в расходах семей эти «излишества» занимают на Кипре, в Люксембурге и Италии — не более полутора процентов потребительских расходов.

Для сравнения: в Германии на алкоголь и сигареты приходится в среднем 2,7 процента семейного бюджета, во Франции — 3,7, в Греции — 3,8 процента. Больше всего расходуют на табак и алкоголь жители Румынии — 8,1 процента от общих трат. Далее следуют Ирландия с ее пабами, а также Сербия и Болгария. 

Домоседы жмутся на развлечения

Да и в нашей республике достаточно высокая доля расходов домашних хозяйств на алкогольные напитки и табак — 3,9 процента от общих трат. Конечно, есть страны, где этот показатель куда выше, но равняться лучше все же на Германию, Францию или Исландию, о которых не скажешь, что там выпить не любят или не умеют. Интересно, что при этом потребление табака и алкоголя в целом у нас снижается. В частности, продажи табачных изделий в прошлом году сократились на 9,4, алкоголя — на 7 процентов.

Произошли изменения и в структуре потребления алкогольной продукции: уменьшились продажи водки и ликеров — на 10, плодовых вин — на 8 процентов. Одновременно потребление коньяка и коньячных напитков возросло почти на 17 процентов. Наша национальная особенность в том, что пьем дома, на рестораны уходит не более 2,2 процента семейного бюджета, в то время как во Франции около семи. Домоседы мы, оказывается.


Чего не скажешь о, казалось бы, флегматичных шведах. Они тратят 18,7 процента своих расходов на развлечения. Рядом австрийцы, датчане, а также Швейцария и Великобритания — здесь тратят на досуг уже больше, чем на питание. 

Совсем нет денег на развлечения у молдаван и украинцев. Наши главные экономические партнеры россияне тратят на досуг 7,2 процента, что является средним результатом для Европы. Интересно, что соседями оказались довольно зажиточные страны — Люксембург и Бельгия.

Едим свое

В среднестатистической белорусской семье на питание приходится почти 40 процентов расходов. В европейском рейтинге по этому показателю наша страна на 35-м месте. В то же время на продуктовую корзину в начале двухтысячных годов уходило до 60 процентов доходов. 

За последние 10 лет емкость внутреннего продовольственного рынка в Беларуси увеличилась в два раза. Причины на поверхности — широкий ассортимент выпускаемой продукции, приемлемые цены для групп населения с различными доходами. Каждый месяц реализуется на 12,5 триллиона рублей продовольственных товаров. 

При этом в структуре расходов на продукты питания сельских жителей хлеб занимает долю, практически равную молоку, — 19 процентов. Кроме того, по данным Белстата, сельчане больше, чем горожане, тратят на сахар и кондитерские изделия. Одновременно сельчане меньше покупают фруктов и овощей. Понятно, свои дешевле и вкуснее. Среди продуктов питания 80 процентов приходится на товары отечественного производства. Больше всего белорусы тратятся на молоко и молочную продукцию.

Куда нам столько бульбы и колбас!

Еще Гиппократ утверждал, что человек рождается здоровым, а все его болезни приходят с пищей. Слова великого медика древности вполне актуальны до сих пор. К примеру, не напрасно нас называют «бульбашами». Так, среднестатистический белорус потребляет картофеля куда больше, чем ему положено по рекомендуемой медицинской норме. Она составляет 129 килограммов в год. Фактически приходится почти 190. 

В среднем за месяц мы съедаем 1,7 килограмма колбас и копченостей и только 100 граммов говядины. Традиционно, особенно в сельской местности, на столе много жирного мяса, сала. В то же время на «кладези витаминов» приходится немногим более пяти процентов. Так что наш рацион остается на уровне 50-х годов прошлого столетия. 

Еще один вопрос — производство функционального питания. То есть питания для отдельных групп населения. Скажем, для лиц пожилого возраста или для людей с определенным заболеванием. Раньше эту роль выполняли диетические столовые, практически в каждом объекте общепита были организованы и диетические столы. Где они сейчас? 

Пока же теряем здоровье за собственным столом. Хотя сегодня отечественные пищевые технологии стопроцентно ориентированы на натуральное сырье. Сведены к минимуму или полностью исключены при производстве синтетические и искусственные составляющие. Национальные бренды — белорусские сыры, кисломолочная продукция, мясная, ржаной хлеб и хлебобулочные изделия — создаются на основе уникальных заквасок. Как и продукты для детей. Это поистине визитная карточка нашей страны.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter