Пора отдать долг женщинам

Станислав Сергеевич Говорухин — весьма колоритная фигура российского кинематографа. Жанровая палитра его фильмов настолько разнообразна, что кажется, будто бы каждую картину снимали совершенно разные люди. И все же почерк мастера несложно узнать: Станислав Говорухин непоколебим в своей вере, что для каждого у жизни припасен увесистый кусок счастья...
Станислав Сергеевич Говорухин — весьма колоритная фигура российского кинематографа. Жанровая палитра его фильмов настолько разнообразна, что кажется, будто бы каждую картину снимали совершенно разные люди. И все же почерк мастера несложно узнать: Станислав Говорухин непоколебим в своей вере, что для каждого у жизни припасен увесистый кусок счастья. Не так давно представленный публике его фильм «Артистка» — непосредственное тому доказательство. Картина во всех отношениях неожиданная. Она стала третьей по счету, которую Говорухин посвятил женской судьбе. Но на этот раз он преподнес ее в виде лирической комедии, которую сам режиссер нежно именует «пустячком». Потому что фильм безоблачный, ироничный...

— Просто пора отдать долг женщинам. Они — существа высшего порядка. Поэтому последние три картины — о них, — объясняет Станислав Сергеевич. — Более того, сейчас я снимаю морской фильм «Пассажирка» по мотивам рассказов Константина Станюковича, в центре внимания которого опять женский персонаж.

Критики «раздраконили» «Артистку». Общий тон рецензий: для «отстоя» и для пожилых дамочек — это хорошее кино, а для «продвинутой» публики там не хватает многого... Я отнесся к этому спокойно: абсолютно предсказуемая ситуация. Я давно работаю в кино, знаю конъюнктуру, знаю и своего зрителя, и того, который сидит в кинотеатрах.

Сегодня кино, считает Говорухин, разделилось на три категории. Первая — это фильмы, «работающие» на тинейджеров: коммерческое кино, которое к искусству не имеет никакого отношения. Потому что оно должно быть понятным в первую очередь потребителю.

— А потребителя вы видели? Сидит с поп–корном, посылает SMS во время фильма, разговаривает по телефону, выходит из зала за пивом... Идея ему не важна. Главное — это зрелище. В то время как «отстой» — это те люди, которые получили достойное образование, были воспитаны на книгах. А те, кто не прочел ни одной книжки и кто воспитан Интернетом, — это публика «продвинутая». Все перепуталось в нашей жизни сегодня: многим неизвестны духовные радости, они существуют на уровне физиологического прозябания.

Вторая категория, по мнению режиссера, — это фильмы, ориентированные на западные фестивали.

— Михалкова сюда не отношу. Да, его фильмы участвуют во многих кинофорумах, берут награды, но он, создавая свои произведения, в первую очередь озабочен искусством. Я в восторге от последней его картины «12», при том, что не являюсь его другом. Но я умею быть объективным. Это мощная картина, сильная, талантливая.

Третья категория — это «ни то ни сё»: фильмы, которые в прокате проваливаются, но имеют своего зрителя. К их числу Говорухин без доли сожаления относит и свои картины. И виной тому, на взгляд мэтра, — работа критиков. Беспощаден он в оценке их деятельности:

— Сейчас критики в некотором смысле являются тормозящей системой в развитии кинематографа. Они положительно оценивают ложное искусство. Это трагедия общества, когда общественный вкус вывернут наизнанку, когда талант выдают за бездарность, а бездарность выдают за талант. Критик должен поддерживать все светлое, гуманное, все, что дает человеку жизненные силы. А не поддерживать то кино, которое пробуждает в молодежи низменные инстинкты.

Но посмотрите, что происходит, — рассуждает режиссер. — Школа ослабла, родители потеряли авторитет, потому что нищие, читать дети перестали, улица — криминальная... Остается искусство — кино и телевидение. Очень мощное воспитательное средство. Но те, кто вкладывает деньги в съемки фильмов и передач, хотят только заработать! Верно подметил Толстой в своей статье «Что такое искусство?»: стоит только критике неправильно оценить произведение, как в эту маленькую дверь хлынут все лицемеры разом. Сегодня полуграмотные люди ринулись во все сферы искусства, а настоящие таланты забываются, унижены, плохо зарабатывают. Но «есть высший судия» — время. Оно все ставит на свои места. Фильмы, воспеваемые и восхваляемые сегодня критиками, через два года никто не может вспомнить. А есть фильмы, которые год от года молодеют и которые сегодня не теряют актуальности: «Осенний марафон» Данелии, «Я шагаю по Москве», фильмы Рязанова и многие другие. Поэтому сейчас меня критика не сильно волнует.

Негодование Станислава Говорухина коснулось и современных тенденций в моде. Он недоумевает, почему сегодня все девушки пытаются повально худеть? Почему идеалом красоты считается женщина на последней стадии истощения? Именно из–за этого нездорового, почти маниакального веяния среди актрис не найти такой, которая бы олицетворяла настоящую русскую женщину. Большинство из них — как из инкубатора.

— Это болезнь в преддверии какого–то апокалипсиса, — возмущается Станислав Сергеевич. — Люди, которые задают тон в высокой моде, зачастую страдают всякими психическими отклонениями. У них, извините, сексуальная ориентация не та. Им, видите ли, хочется в девушке видеть мальчика. Поэтому подиумы и оккупировали тощие безгрудые селедки, которых шатает от голода и изнурительных диет. Этот навязываемый нам тип «сексапильности» не похож ни на один из тех идеалов женской красоты, который культивировался веками. Еще Энгельс утверждал, что «не надо радоваться нашим победам над природой; за каждую такую победу она жестоко мстит».

Екатерина ДЕНИСЕНКО.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter