Белорусский велоспорт подводит итоги Олимпиады

Пора опять изобретать велосипед

Из Рио-де-Жанейро белорусские велосипедисты приехали на спущенных колесах. Грустная метафора, но причин для оптимизма выступления наших спортсменов на Олимпиаде действительно подарили немного. Куда больше оставили вопросов, главным из которых оказалось сакраментальное: «Что дальше?»

От велосипедистов ждали медаль и не скрывали этого. Порой мечтали даже о паре финишей в зачетной тройке. Рассматривая итоговые протоколы Рио, в это сложно поверить. Лучшим результатом на шоссе стало 11-е место Елены Омелюсик в гонке с раздельным стартом, а единственная представительница Беларуси на треке Татьяна Шаракова не смогла даже обозначить претензий на медаль. Тем не менее поводы для оптимистичных планов в преддверии Игр были. Например, Василий Кириенко. Потенциальный медалист и знаменосец белорусской делегации на церемонии открытия в Рио приехал в ранге чемпиона мира и победителя Европейских игр в Баку. Увы, далеко прыгнуть со столь внушительного трамплина не удалось. Итог индивидуальной гонки — 17-е место. Для одного из ведущих «раздельщиков» мира — провал. Причину старший тренер национальных сборных Василий Сафонов, исполняющий эти обязанности как на шоссе, так и на треке, призывает искать в характере и особенностях личности самого гонщика:

— Сегодня, знаю, сбой у Кириенко пытаются связать с недостаточно серьезным отношением к выступлению на Играх. Дескать, для профессионалов в приоритете клубы. Это отчасти правда: клубы обеспечивают гонщиков и деньгами, и календарем, и инвентарем. Но, поверьте, Кириенко готовился серьезно. Времени для восстановления после «Тур де Франс» также хватало. Но у Василия всегда была особенность: если с самого начала у него «не пойдет», спортсмен может легко сломаться психологически. Так и вышло. Сначала трасса оказалась «не его»: Кириенко не любит ездить по брусчатке, а небольшой полоски асфальта было недостаточно для комфортного прохождения дистанции. Потом резкий подъем, что тоже «не его»... Все это могло сбить, Василий, что называется, психанул. А тут еще впервые за последние пять лет его смог обойти кто-то из стартовавших позже спортсменов...

Сафонов уверен: сложись распорядок дня и последовательность событий в Бразилии иначе и удели присутствовавшие в Рио наставники больше внимания «тонкой настройке» гонщика, Василий не мог, а должен был претендовать на награду. Наверняка подобные дилеммы вертятся сейчас в голове и у самого Кириенко, который пытается провести работу над ошибками и вернуть себе уверенность на осеннем чемпионате мира. Однако проблема белорусского велоспорта не в Кириенко. Ситуацию куда ярче иллюстрирует выступление Елены Омелюсик. 

— На Европейских играх в Баку Лена выиграла золото, но во многом потому, что у нее постоянно была подстраховка: с ней ехали Татьяна Шаракова, Ольга Антонова и Ксения Тугай. В Рио она была одна, и это во многом предопределило итог. Финишировавшая в Баку третьей голландка Анна ван Брегген, получившая от своей сборной хорошую поддержку и в Рио, стала чемпионкой. Шанс побороться за олимпийскую медаль у белоруски еще будет: Игры в Токио должны стать ее Олимпиадой. Кириенко и Константин Сивцов наверняка также доедут до следующих Игр: шоссейники — ребята сильные и держать удар умеют хорошо. Вопрос же в том, кто сможет помочь лидерам сражаться за награды?

Тренеры спортивных школ как заведенные говорят о проблемах с инвентарем и соревнованиями. Предварявший Игры чемпионат страны Константин Сивцов выиграл с отрывом, о котором в иных странах мог бы мечтать только мотоциклист. Второй год катающийся по этапам европейских гонок клуб «Минск» пока также можно назвать в лучшем случае ступенькой на пути в профессиональный велоспорт. Чтобы набирать рейтинговые очки и впоследствии штурмовать олимпийский Токио, ребятам нужно сперва закрепиться в одной из команд про-тура. По этому пути в свое время проехали Василий Кириенко, Евгений Гутарович, Константин Сивцов и еще целый ряд гонщиков, благодаря которым мир шоссейного велоспорта узнал о Беларуси. 

Так уже сделал 25-летний Илья Кошевой, в составе «Лампре» выступающий на «Вуэльте». Но этого, увы, слишком мало. Прежде ситуацию спасали личные связи белорусских тренеров в итальянских и польских командах. Нынче же итальянцы, как и все в Европе, предпочитают решать свои задачи, и Василий Сафонов уверен: рассчитывать впредь можно будет только на себя:

— Чтобы иметь несколько лицензий в шоссейных гонках на Олимпиадах, нужно, чтобы наши спортсмены постоянно участвовали и занимали высокие места в международных гонках. Так, например, украинцы в последний момент отобрали у нас два пропуска: провели у себя международную гонку, заняли нужные места... Но самая реальная возможность — создавать при клубе «Минск» женскую команду. В Польше таких команд около 15. У нас — ни одной.

Трек, к слову, еще одна «терра инкогнита» минувшей Олимпиады. Выступление Татьяны Шараковой в Рио — сплошные вопросы. Да, в карьере спортсменки был серьезный простой из-за глупейшей ситуации с допингом. Однако времени для подготовки хватало, физическая форма во время обкатки дома была превосходной, да и велосипед специально для бразильских стартов девушке купили — круче некуда. Объяснений причин последовавшего провала ни от Шараковой, ни от работавшей с ней по индивидуальной программе и отказывавшейся, по словам Сафонова, от любого сотрудничества тренера Любови Немковой до сих пор не дождались: обе ушли в отпуск. Однако вариантов здесь, по убеждению Сафонова, немного: тренер и спортсменка попросту не рассчитали силы и ошиблись при подводке к главному старту.

Катастрофа? Для спортсменки — наверняка. Недаром же через микст-зону олимпийского трека Таня проехала, не сбавляя скорости и едва подняв глаза на ожидавших ее журналистов. Для белорусского велотрека — просто очередной этап, который, хочется верить, скоро закончится. Василий Сафонов уверен: уже в ближайшие годы от выросшего на минском треке молодого поколения следует ждать очень серьезных результатов: 

— Надежды на Рио мы связывали с командой, которую три года назад создавал здесь Станислав Соловьев. Тот период закончился, напомню, бунтом, в результате которого Соловьев и приглашенная им спортсменка Ольга Панарина покинули страну. За исключением Татьяны Шараковой, от той команды не осталось даже велосипедов, а за три года создать с нуля боеспособный коллектив нереально. Тем не менее уже накануне Олимпиады молодежь, которая в свое время начала тренироваться на нашем треке, стала все чаще напоминать о себе. Улучшилась обстановка в команде, резерв наконец-то получил возможность тренироваться в любое время вместе с лидерами. Женская и мужская команды в прошлом году переписали рекорды страны. Ребята могли даже попытаться попасть в Рио, но их решили не форсировать: эти гонщики свое слово скажут в Токио. А вот Роману Тишкову, который на этапе Кубка мира в Гонконге сломал при падении два ребра и два вида программы ехал буквально «на зубах», до попадания на Игры не хватило 1 очка. Если удастся найти баланс между опытом и молодостью и наладить эффективную подготовку без сбоев — через 4 года в Токио белорусский велоспорт может серьезно пошуметь как на треке, так и на шоссе. Главное — не вставлять ему палки в колеса.

komashko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter