Обращение с отходами требует рациональности

Пора менять подходы

Традиционно по весне наводятся порядок и чистота. Среди основных работ сезона, помимо ремонта, уборки, побелки, — обрезка деревьев. В такие дни можно видеть сотни тракторов, груженных ветками, которые снуют по дорогам, словно уличные муравьи. Их маршрут, обкатанный годами, известен: обрезали — погрузили — вывезли — переработали. Во что, интересно, обходится такая цепочка действий?


Гомельским коммунальщикам корректировать кроны городских деревьев доводится дважды в год — весной и осенью. На моем пути как раз итог такой работы на старте теплого сезона. В кузов трактора под шепот моросящего дождя дворники забрасывают охапки веток. Интересуюсь у водителя «Беларуса»:

— И какой будет вес, если на глаз прикинуть?

— Килограммов 100 наберется.

— Еще поедете по дворам?

— Нет. Повезу за город на переработку в «Спецкоммунтранс».

Расстояние до упомянутого предприятия около десяти километров. Направляюсь следом за кузовом веток. Ближе к «Спецкоммунтрансу» встречаются еще несколько таких полупустых тракторов. На площадке, где перерабатывают обрезки, издалека просматриваются ветвистые насыпи. Рубильный агрегат своей механической рукой цепляет «веники» и неспешно отправляет их внутрь механизма — на размельчение. Здесь же возвышается холмик готовой щепы.


Специалисты, однако, подсказывают мне, в чем неудобство транспортировки таких древесно–растительных отходов. Они отличаются повышенной объемностью и относительно небольшим весом. Даже при максимальной загрузке, например, кузова автомобиля перевезти можно не более 300 килограммов обрезанных веток. То есть, как ни крути, получается воздух на колесах, доставка которого тянет за собой труд работников, расход топлива, амортизацию транспорта, а в конечном итоге себестоимость щепы, которая «ляжет» в тарифы на тепло. Трудно не согласиться, сегодня это и без особых усилий по экономии самый дешевый вид топлива. Но ведь может быть еще дешевле.

Надо сказать, этот гомельский пример — лишь один из многих. В основном так работает с продуктами обрезки и вырубки большинство населенных пунктов страны. На все вопросы — один ответ: сложившаяся практика. Но должно ли так оставаться, когда технологии стремительно меняются, а бюджет требует рациональности? Скажем, еще десять лет назад нам был неведом такой энергоресурс, как щепа. А сегодня сотни котельных по всей стране работают на этом виде топлива, экономя миллиарды рублей. Причем взятое направление и дальше будет в приоритете, следует из госпрограммы «Энергосбережение» на 2016 — 2020 годы.

Есть ли варианты экономии? Директор частного предприятия «Линия сноса» Юрий Сулим, занимающийся в регионе переработкой более 60 видов отходов, уверен, что есть. В начале года делился своими предложениями с городскими властями, откуда получил ответ, что «данная информация доведена до всех заинтересованных служб». Он объясняет суть нового взгляда на ветки:

Юрий Сулим.

— Предлагаемый подход применяется в городах Европы, России, апробирован и в Минске. На трактор, работающий по маршрутам улично–дворовой уборки, устанавливается специальный измельчитель, который перерабатывает подрезанные ветки и тут же подает их в кузов. К слову, плотность щепы в зависимости от породы деревьев в 2,4 — 4,3 раза выше, чем плотность загружаемых веток. После чего полученная щепа поставляется прямиком в котельные. Экономится и топливо, и время.

Предприниматель считает, что купить мобильное оборудование — не проблема, но этого мало. Для того чтобы механизм заработал, нужно принципиальное решение: запретить перевозку веток в исходном виде. Столь же категоричен практик Сулим и тогда, когда речь заходит о... пнях:

— Есть такой вид — отходы корчевания пней. Приводится в порядок придорожная полоса, строится новый объект, под который готовится площадка... Неизбежно вырубаются деревья и выкорчевываются корни. Мы плотно работаем с этим видом отходов. Получаемая щепа по выходу тепловой энергии не имеет себе равных среди аналогов. Но есть момент. Нормативными актами закреплено, что отходы корчевания пней могут использоваться также для рекультивации карьеров. Эта устаревшая норма идет вразрез с реальностью, когда ставка делается на активное развитие собственной энергетики. Тем не менее сегодня она массово применяется. Вместо того чтобы получать из отходов корчевания доступную теплоэнергию, их попросту закапывают в карьеры. А ведь, если подсчитать, речь идет о перспективе экономии десятков миллионов долларов.

С тем, что подходы нужно менять, соглашаются и экологи. Председатель областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Василий Маслак охотно откликается на идею с обрезкой деревьев. Говорит, есть расчеты: использование передвижной измельчающей установки сокращает расходы на транспортировку веток почти в пять раз. Если сегодня, условно, делается тысяча рейсов по их отвозке, то мобильные агрегаты, переработав на месте древесину в щепу, сведут эту цифру к 200. Эффект очевиден.

Кстати

В стране с 2004 года около 1.500 котельных ЖКХ переведены на местные виды топлива. Около 3 миллионов кубических метров плотного древесного топлива в год потребляют предприятия Минжилкомхоза. Из них 1,2 миллиона — щепа. При том, что еще в 2007 году щепа в ЖКХ не применялась вообще. К 2020 году коммунальщики планируют выйти на 2 миллиона тонн этого вида топлива.

dralukk73@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 72 (24954). Вторник, 19 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter