Пора менять минусы на плюсы

УЧЕНЫЕ не раз предостерегали растениеводов, что они закладывают мину замедленного действия под животноводство. В республике слишком увлеклись производством кукурузы, но при этом нужно больше внимания уделять многолетним травам. Эта проблема недавно затрагивалась и во время откровенного разговора Президента с учеными после вручения им дипломов докторов наук и аттестатов профессоров.

...И решительно переходить от валового производства к успешному финансовому результату

УЧЕНЫЕ не раз предостерегали растениеводов, что они закладывают мину замедленного действия под животноводство. В республике слишком увлеклись производством кукурузы, но при этом нужно больше внимания уделять многолетним травам. Эта проблема недавно затрагивалась и во время откровенного разговора Президента с учеными после вручения им дипломов докторов наук и аттестатов профессоров.

Профессор Белорусской государственной сельхозакадемии Бронислава Шелюто, например, внесла несколько предложений по повышению эффективности молочного животноводства, в том числе и за счет изменения структуры посевных площадей под кормовые культуры. По ее мнению, нужно лучше задействовать многолетние бобовые травы, прежде всего люцерну, что должно повысить продуктивность дойного стада. Ведь если судить по результатам последних лет, то намеченный уровень надоя молока от коровы и валовое его производство, предусмотренные республиканской программой развития молочной отрасли до 2015 года, уже под угрозой срыва.

Когда «разорвалась» та самая мина кормового поля, точно сказать никто не может. Но последствия животноводство пожинает не один год. Заветная мечта преодолеть пятитысячекилограммовую продуктивность дойного стада остается недосягаемой. В 2009 году, например, от каждой коровы в среднем по республике было получено по 4721 килограмму молока, на 266 килограммов больше, чем в предыдущем. Затем за два следующих года продуктивность дойного стада сократилась до 4524 килограммов, в позапрошлом она составила 4711, а в минувшем — 4570 килограммов — на 141 килограмм меньше, чем годом ранее. Несмотря на увеличение поголовья коров на 1,9 процента, что можно считать скромным плюсом, животноводы так и не вышли на него на 1 января 2012 года по валовому производству молока, недополучив его 0,3 процента. Эта, казалось бы, скромная цифра, в натуральном выражении равнозначна примерно 22 тысячам тонн молока.

Многочисленные проблемы животноводства в последнее время стали притчей во языцех. Свою оценку ситуации в отрасли в конце минувшего года дал и Комитет госконтроля республики. Основной причиной снижения продуктивности животных, а вместе с ним и валового производства молока в ведомстве считают недостаточное обеспечение поголовья кормами, часть из которых невысокого качества. На этот счет можно привести немало примеров. Каждый из них по-своему не лучшим образом сказался на производстве молока и мяса. Отрасль, можно сказать, штормит по сей день. В декабре минувшего года, например, продуктивность дойного стада в республике снизилась к аналогичному периоду предыдущего года на 4 килограмма при среднемесячном надое молока от коровы 343 килограмма.

В МИНСЕЛЬХОЗПРОДЕ полагают, что нынешние результаты работы в животноводстве во многом зависят от того, какая кормовая база была сформирована годом ранее. Поэтому в данном случае остается только грамотно использовать заготовленное количество травяного фуража. И сделать соответствующие выводы на будущее, не повторив ошибок прошлого. Иначе ситуация коренным образом не улучшится. Достаточная обеспеченность рациона кормовыми единицами еще ни о чем не говорит.

А для убедительности можно привести красноречивый пример Гомельской области, когда на зимне-стойловый период 2012—2013 годов преимущественно за счет кукурузного силоса было заготовлено для скота 120 процентов кормов к потребности и в полтора раза больше предыдущей зимовки. На 18 процентов больше предыдущего года было выделено зернофуража. По логике, адекватно должен был возрасти и надой молока от коровы. Однако динамика сложилась обратная.

Аналогичная ситуация прослеживалась и в прошлом году.

Чтобы получать молоко, животному нужен белок, а для полноценного его усвоения — соблюдать соотношение с сахаром. И если кто-то считает, что корове нужно дать больше энергии в виде кормов, на что она сразу ответит прибавкой молока, то это не так. Рацион должен быть сбалансирован по компонентам.

Несмотря на бравые прошлогодние рапорты о наращивании объемов заготовленных сенажа, силоса и сена, остатки запасов фуража всех видов оптимизма уже не вызывают. На начало этого года в пересчете на кормовые единицы они составляли 7,3 миллиона тонн — на 10,7 процента меньше, чем было на 1 января 2013-го. В целом по республике в расчете на условную голову крупного рогатого скота приходилось по 15,4 центнера кормовых единиц фуража, в то время как годом ранее на 1 января имелось 16,9 центнера. При этом в некоторых сельхозпредприятиях зернофуража уже нет. На начало года обеспеченность им в среднем по республике составляла 73 процента по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. В Минской и Витебской областях его запасы оценивались в 61 процент, на Могилевщине — 79, Брестчине — 72, Гродненщине — 77 и Гомельщине — 94 процента. В таком случае не сдать бы достигнутых позиций, не говоря уже о существенной прибавке. Рассчитывать на поддержку КХП, как делалось раньше, тоже не приходится. Долги перед ними оцениваются в сотни миллиардов рублей. Поставщики белкового сырья начинают выставлять комбинатам свои финансовые претензии. Так что получить комбикорма бесплатно в долг или хотя бы с отсрочкой платежа не получится. Когда аналогичная ситуация наблюдалась в 2006—2007 годах, то тогда области сами изыскивали средства для приобретения белкового сырья. Может быть, и теперь так поступить, если сельхозпредприятия не заготовили достаточно фуража.

Для укрепления рационов сегодня некоторые предлагают закупить дополнительно зернофураж и выдавать концентраты только новотельным коровам. Но где гарантия, что дополнительное количество комбикормов получат те 330 тысяч животных, для которых будет предназначаться такой фураж? Все это требует глубокого и всестороннего анализа.

Можно производить сколько угодно молока, мяса, другой продукции, но куда важнее, какая от нее будет отдача, сколько ее реализовано на перерабатывающие предприятия. Кто больше продаст, лучшего качества, у кого меньше себестоимость, тот больше получит прибыли. И если производство молока, например, по сравнению с 2012 годом в сельхозпредприятиях сократилось на 0,3 процента, то его реализация — на полтора процента. В результате товарность такой продукции составила 86,7 процента и тоже сократилась на процент. Самая высокая она была на Брестчине — 88,8 процента, самая низкая на Витебщине — 82 процента. При этом в семи районах — Браславском, Лиозненском, Миорском, Городокском, Шумилинском, Чашникском и Калинковичском — удельный вес реализованного молока в общем объеме его производства оказался менее 80 процентов. В Чашникском районе, например, в расчете на одного теленка расходовано его 1136 килограммов — примерно в два раза больше, чем в среднем по республике. По 884 килограмма молока выпил каждый теленок в Оршанском, 845 — Калинковичском, 746 — Городокском районах.

Во всех регионах увеличился падеж крупного рогатого скота и составил более 63 тысяч голов.

Все это потери на миллиарды рублей. А ведь как бы сельхозпредприятиям теперь пригодились эти деньги!

На встрече с руководителями ведущих средств массовой информации Александр Лукашенко заявил, что настало время разобраться с ситуацией в сельском хозяйстве, чтобы принимать дальнейшее решение о поддержке отрасли. Полагаю, что речь пойдет и о ситуации в животноводстве, которое во многом определяет благополучие сельхозпредприятий. Оснований для этого немало. Достаточно сказать, что по итогам работы минувшего года более 60 сельхозпредприятий получили от коровы менее 2500 килограммов молока, а около 160 не превзошли трехтысячекилораммовый рубеж.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «СГ»

Полную версию материала читайте в печатном варианте «Сельской газеты» за 4 февраля 2014 года

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter