Попытки остановить экспорт и переговоры за кулисами: как Евросоюз борется за вакцины на гребне третьей волны пандемии COVID-19

На прошлой неделе европейские СМИ заполонили новости с паническими заголовками о «войне вакцин». Речь о конфликте между Евросоюзом и Великобританией из-за поставки лекарственных препаратов для борьбы с коронавирусом. Кризис подпитывался громкими заявлениями о возможной остановке экспорта препаратов из ЕС. Сейчас часть экспертов говорит, что острая фаза конфликта позади. Другие утверждают: она даже не начиналась. Что происходит в Европе и ждать ли «войну вакцин»? 

В чем суть вакцинного конфликта между Евросоюзом и Великобританией?

Коротко: в недопоставке лекарственных средств. Объясняем: и в ЕС, и в Соединенном Королевстве производятся вакцины от коронавируса. Это, например, американо-немецкий Pfizer (с BioNTech) и британско-шведская AstraZeneca. Каждая из вакцин производится как для внутреннего потребления, так и на экспорт. У Евросоюза есть контракт на поставку более сотни миллионов доз AstraZeneca (это только в первом квартале 2021-го), а в Великобританию от ЕС поступает Pfizer. Однако, по данным Еврокомиссии, вакцинное сальдо складывается не в пользу Союза. В цифрах это свыше 20 млн доз препаратов из сообщества в Соединенное Королевство и ни одной – с британских производств AstraZeneca.

Дело запутанное, потому что у ЕС и Великобритании разные по дате заключения и обязательствам контракты с AstraZeneca. Вдаваться в подробности не будем, но главная мысль такова: Европейский союз не устраивает дисбаланс. Чтобы исправить его, в сообществе начали предлагать ужесточить контроль за экспортом вакцин. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен недавно пригрозила запретом на экспорт вакцин в страны, которые значительно опережают ЕС по темпам вакцинации. Кроме того, обсуждался вопрос полной остановки экспорта препаратов, если производитель не выполняет обязательства по поставкам в Евросоюз. Это поддержал ряд лидеров европейских государств. Например, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон.

Почему вакцины особенно важны для Франции?

В республике растет число заболевших коронавирусом. Среднее количество выявляемых за сутки случаев инфицирования в двадцатых числах марта – больше 30 тысяч. Об этом свидетельствуют данные ВОЗ. 


Накаляет ситуацию и то, что Германия присвоила Франции статус страны с повышенным распространением коронавируса. Это не слишком критично – границы не закрыты, – но теперь въезжающим в ФРГ со стороны Франции нужно обязательно предоставить отрицательный тест на COVID-19 и провести 10 дней на карантине. 

Что ЕС планирует делать для выхода из вакцинного кризиса?

Пока что вопрос о значительном ужесточении контроля за экспортом препаратов отложили. Согласно информации The Times, после переговоров за кулисами стороны конфликта готовы заключить сделку, по условиям которой ЕС не будет поднимать вопрос об ограничениях на экспорт вакцин Pfizer в Великобританию, а та не будет претендовать на препараты AstraZeneca, производимые в Нидерландах.


Кроме того, Евросоюз намерен наращивать собственное производство лекарственных средств. По словам Макрона, к лету 2021-го Европа «станет континентом, который производит самое большое количество вакцин [от коронавируса]». 

Также ожидается, что во втором квартале 2021-го в ЕС начнутся поставки препаратов американских компаний Johnson & Johnson и Moderna.

Согласно данным ВОЗ, в десятку стран с наибольшим количеством подтвержденных случаев коронавируса в мире на сегодняшний день входит четыре государства – члена Евросоюза: Франция, Италия, Испания и Германия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter