Ну понятно, почему Еврокомиссия оштрафовала в прошлом году Google на 5 млрд долларов за злоупотребление доминирующим положением на рынке мобильных операционных систем. Тут борьба за рынки, почему бы и не ударить по конкуренту, особенно в свете все больших накатов Трампа на Евросоюз...
Американским властям нет никакого резона вмешиваться в прибыльный бизнес своих компаний. Им главное, чтобы эти гиганты приносили больше налогов и т.п. И на самом деле так и есть. Несмотря на все эти формулировки про «вред потребителям», экономически тут нет проблем.
Здесь дело совсем в иной истории — политической. Эти гиганты покусились на то, что для Соединенных Штатов как государства важнее всего. Власть. Эти гигантские интернет-платформы начали опосредованно влиять на умы и настроения людей. С помощью своих алгоритмов они способны выставлять определенный контент и продвигать определенных людей, продвигать одну информацию и «задвигать» другую. Тем самым они по-настоящему вмешиваются в политику.
Тревожный звоночек прозвучал, когда стало известно о крупнейшей в истории Facebook утечке личных данных пользователей. Компания Cambridge Analytica незаконно собрала данные 87 миллионов пользователей соцсети и передавала их третьим лицам, в том числе предположительно предвыборному штабу нынешнего президента США Дональда Трампа, который использовал их для политической рекламы.
Тогда основателя Facebook Марка Цукерберга вызвали на ковер в конгресс США и ясно дали понять: ребята, не зарывайтесь. Влиять на избирателя — это не ваше дело. Цукерберг вроде как покаялся и взял всю вину на себя. Но понятно, что эта битва века только начинается.
Сейчас мир контента, мир интернета. Перефразируя известную пословицу: кто владеет алгоритмом подачи информации, тот владеет миром. Впервые в истории происходит трансформация четырех классических ветвей власти.
Триаду ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной — всегда замыкала четвертая, власть СМИ. Но впервые в истории четвертая власть перекочевала в руки интернет-компаний. Она вышла на новый виток. Раньше было проще: за любую ложь, любую недостоверную информацию можно было подать в суд. Сегодня интернет-компании открещиваются от своего участия, кивая на пользователей, — дескать, мы ни на что не влияем, это сами люди кликают то, что хотят. На самом деле схватить их за руку и доказать сам факт такого влияния достаточно трудно. Здесь очень тонкий и скользкий момент. Это как схватить ужа за уши...
Ровно это и пытается сегодня сделать минюст США, делая заявления про вред потребителям и подавление конкуренции. Ему вторит министр финансов Стивен Мнучин, считающий, что платформа для онлайн-торговли товарами и услугами Amazon разрушила систему розничной торговли и нанесла удар по малому бизнесу в США. Это заявление продолжает серию высказываний крупных бизнесменов и экономистов о кризисе капитализма. По их мнению, монополизация рынка интернет-гигантами ведет к чудовищному неравенству. Систему надо реформировать, пока она не привела к новой революции.
Сейчас Facebook должен заплатить штраф в размере 5 млрд долларов. Такое решение приняла федеральная торговая комиссия США, защищающая права потребителей, после скандала с Cambridge Analytica. В случае согласия минюста это будет крупнейший штраф, который правительственная комиссия когда-либо налагала на технологическую компанию.
romanova@sb.by