Попутный ветер

Рыба ищет, где глубже, человек - где лучше, инвестор - где надежнее.
Рыба ищет, где глубже, человек - где лучше, инвестор - где надежнее. Иностранный инвестор в этом отношении субъект привередливый: знатоки утверждают, что именно принятие решения и анализ возможных рисков занимают в инвестиционном процессе львиную долю времени. Причем чем сложнее ситуация в стране, тем в большей степени опыт и интуиция опираются на результаты экспертной оценки инвестиционного климата: экономическую эффективность, деловую жизнеспособность, потенциал развития территории и налоговую политику. Зато и каждый вложенный доллар прямых иностранных инвестиций дает примерно такой же прирост величины внутреннего валового продукта. А по исследованиям зарубежных ученых, одно рабочее место, созданное за счет прямых иностранных инвестиций, способствует появлению 8 - 10 рабочих мест в сопутствующих сферах экономики.

Как же привлечь капитал? Это, пожалуй, главный вопрос, который решают сегодня все государства. Беларусь не исключение. Согласно Национальной программе привлечения инвестиций, до 2010 года в экономику страны планируется вложить около 13 млрд. долларов иностранных инвестиций (включая кредитные ресурсы и портфельные инвестиции), создав, естественно, соответствующие условия для инвестора и капитала. И прежде всего в области правовой определенности и законодательных гарантий.

"Затишья нет. Идет динамика, и динамика положительная, - комментирует сегодняшнюю ситуацию на рынке иностранных инвестиций глава администрации СЭЗ "Витебск" Леонид Шевченко. - С начала года мы зарегистрировали больше десятка новых резидентов, это более 10 миллионов долларов только заявленных инвестиций. Однако пока условия, мягко говоря, далеки от идеальных. Президент своими указами дает "добро", приняты соответствующие законы. Казалось бы, регистрируйся и работай. Но инвестору и нам вместе с ним приходится преодолевать столько бюрократических проволочек, столько еще нестыковок в законодательстве, что от регистрации до, как говорится, "первого кирпича" порой проходит по шесть - восемь месяцев. Таможенный комитет, налоговая служба, организации и ведомства, вплоть до пожарной охраны, - все со своими инструкциями и положениями, которые далеко не всегда приведены в соответствие с законами об инвестиционной деятельности. Подписываем договор на одних условиях, через месяц нам предлагают другие. Где, спрашивается, гарантированная Инвестиционным кодексом пятилетняя неизменность законодательства?"

С тем, что главный тормоз на пути инвестиций - это несовершенство законодательной базы, согласен и глава администрации СЭЗ "Брест" Николай Кривецкий: "Законы принимаем хорошие, но последующие нормативные акты порой искажают их до неузнаваемости. Законодательство меняется столь активно, что инвестору сложно сориентироваться. В результате потенциал используется не в полную силу. Хотя интерес, подчеркиваю, большой. Только в этом году в СЭЗ "Брест" зарегистрировали 11 новых предприятий (проекты стоимостью от 500.000 до нескольких миллионов долларов), но могли бы, повторяю, принять гораздо больше. Нормативная чехарда отпугивает иностранных предпринимателей, таможенные, налоговые условия должны быть четко определенными и стабильными".

Вместе с тем, считает Николай Кривецкий, те, кто рискнул прийти на белорусский рынок, не только продолжают работать, но постоянно наращивают объемы. Более того, первоначально запланированные инвестиции превышаются в несколько раз. Компания "Санта-Бремор", например, вместо намеченных 2,5 млн. долларов инвестировала уже более 20 миллионов.

Белорусско-чешское предприятие "Инвалюкс" - более 5 млн. вместо планируемых 1,5 миллиона. Известная "Инко Фуд" в 7 раз превысила заявленные цифры. Кстати, на мой вопрос: "Как работается в Беларуси?" - возглавляющий компанию "Инко Фуд" Кшиштоф Стемпень ответил: "Нормально". И пояснил, что расширяются мощности, растет зарплата, закупается новое оборудование. В общем, есть дело и есть перспектива. "Отношение власти, отношение людей устраивает, - подытожил пан Кшиштоф. - Работаем в рамках правового поля, и пока неразрешимых проблем не было".

Говорят, для того, кто не знает, куда пристать, никакой ветер не будет попутным. То, что работать в Беларуси не только можно, но и выгодно, подтверждают не одни мои собеседники, которые, что называется, живут в "инвестиционном климате", а и растущее число иностранных и совместных компаний, стабильно работающих в Беларуси. Среди них не только хорошо известные белорусам "Бакко Груп АБ", "Кока-Кола", "МАЗ - МАН", "Цейсс-БелОМО", "Славнефть", "СИРОБ", "Мобильные телесистемы", МЦС (список можно продолжить), - еще несколько тысяч совместных предприятий. Кроме того, при государственной поддержке в этом году в Беларуси реализуются 184 совместных инвестиционных проекта, стоимость каждого из которых не ниже 500 тысяч долларов. На 2003 год перешли и 16 инвестпроектов, которые осуществлялись в рамках программы действий правительства по привлечению иностранных инвестиций в 2002 году. Их выполнение в целом позволит привлечь в экономику страны только до конца года 1,5 миллиарда долларов. В перечне новых крупнейших объектов: строительство Краснослободского рудника объединения "Беларуськалий", реконструкция Минской ТЭЦ-3, производство автокранов на Минском заводе колесных тягачей, техническое перевооружение МАЗа для создания мощностей по выпуску автомобильной техники, соответствующей нормам стандарта "Евро-3".

Но вернемся к правовому полю, на котором иностранному инвестору играть пока не слишком удобно. Принятый в 2001 году Инвестиционный кодекс, по мнению всех заинтересованных сторон, был реальным шагом к изменению стратегии и механизмов инвестиционного режима, в том числе по обеспечению правовых гарантий инвестиционной деятельности. То, что сейчас в него вносятся существенные поправки (на днях они были одобрены в первом чтении Палатой представителей), говорит о серьезности этих намерений. Как подчеркнул в интервью "СБ" председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Василий Хрол, продиктованы изменения, что называется, жизнью. Речь идет о практике применения закона, которая должна исключать непоследовательность и противоречивость правовых актов, конкретизировать объекты и условия государственной поддержки, применение налоговых и иных льгот. В частности, проектом закона расширены формы осуществления инвестиционной деятельности. Дан перечень средств, которые могут быть источниками инвестиций. Сняты ограничения по организационно-правовым формам коммерческих организаций, создающихся с иностранными инвестициями. Уточнены сроки применения пятилетнего моратория на неизменность законодательства. Всего изменения коснулись 43 статей Инвестиционного кодекса.

Вместе с тем закон по-прежнему четко соблюдает баланс между созданием условий для привлечения инвестиций и разумным контролем со стороны государства. В истории, к сожалению, немало примеров, когда политика некоторых государств контролировалась и направлялась иностранными транснациональными корпорациями, в руках которых оказывались ведущие отрасли экономики. Погоня за сиюминутной выгодой в ущерб экономической безопасности - удел временщиков. Основа действий белорусских властей - общественные интересы. Без исключений.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter