Попробуй, поступи!

Более десяти тысяч абитуриентов-2007 уже приняли участие в первом этапе репетиционного тестирования. До кульминационных дней вступительной кампании осталось всего полгода. О предстоящем накале страстей свидетельствует счетчик посещений сайта Республиканского института контроля знаний. Прошлым летом, после централизованного тестирования по русскому языку, количество загрузок достигало 50 тысяч в час.

Но если интернет-ресурс имеет право дать сбой, сославшись на перегрузку, то люди, причастные к организации и проведению централизованного тестирования, такой возможности лишены. Поэтому в минувший четверг директор РИКЗ Николай ФЕСЬКОВ пригласил руководителей региональных центров тестирования на совещание.
— Нынешним летом мы еще раз доказали, что тестирование — объективная и прозрачная система оценки знаний, дающая основание судить о качестве работы всех звеньев учебного процесса, — заметил он. И привел в пример высокие результаты, показанные на тестировании абитуриентами из Рогачева. Поскольку тестирование не лотерея и случайностей здесь не бывает, “рогачевский феномен” был изучен со всех сторон и разложен “до молекул”. Оказалось, что причина успеха не только в профессионализме педагогов, но и в хорошей работе специалистов отдела образования и исполнительного комитета. Они сумели найти в местном бюджете средства на оплату всех трех туров репетиционного тестирования для всех выпускников рогачевских школ. У абитуриентов было достаточно времени, чтобы ликвидировать пробелы в подготовке.
У абитуриентов-2007 время и возможности тоже есть. Репетиционное тестирование по материалам РИКЗ проводится на базе столичных
школ, гимназий и лицеев, согласно составленному комитетом по образованию графику. Выпускникам прошлых лет можно “отрепетировать” вступительные испытания в Белорусском государственном университете, Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Минском государственном лингвистическом университете, Международном государственном экологическом университете им. А.Д.Сахарова, Белорусском национальном техническом университете, Белорусском государственном аграрном техническом университете, Брестском государственном техническом университете, Витебском государственном технологическом университете, Гродненском государственном университете им. Я.Купалы, Гомельском государственном техническом университете, Белорусско-Российском университете, Бобруйском филиале Белорусского государственного экономического университета, Борисовском государственном политехническом колледже, Молодечненском государственном политехническом колледже. Цена всех репетиционных испытаний в этом году одинаковая — 16 100 рублей.
Кстати, на днях читатель “НГ” рассказал, что очень уважаемый столичный университет проводит тестирование дешевле — за 10 050 рублей, причем организаторы утверждают, что задания составлены авторами РИКЗ.
— Мы гарантируем качество тестовых заданий и соблюдение технологии проверки только в тех вузах, которые заключили с нами договора, — подчеркивает Николай Феськов. — Если вуз берется составлять их сам или использует выпущенные нами сборники заданий прошлых лет, за соответствие его заданий тем, которые будут предложены на тестировании, не отвечаем. Более того, критерии оценивания в таком случае используются иные, чем у РИКЗ.
По его наблюдениям, чем ближе абитуриентская пора, тем чаще объявляются репетиторы-самозванцы. К сожалению, неискушенные жители маленьких городов часто клюют на эту удочку.
РИКЗ подготовил настоящий новогодний подарок для будущих абитуриентов: сборники с анализом самых распространенных ошибок абитуриентов-2006 уже в печати. “НГ” расскажет об их содержании еще до того, как книги появятся в магазинах.
Многое зависит от человека
174 тысячи участников централизованного тестирования-2006 выполнили в общей сложности 433,5 тысячи тестов. При таком количестве участников шероховатости, недоразумения и непредвиденные ситуации неизбежны.
От волнения абитуриенты допускали ошибки при заполнении бланков и слезно просили заменить испорченные листы. Им в этом отказывали и будут отказывать впредь: наличие дополнительных бланков ставит под угрозу информационную безопасность процесса. К сожалению, опечатки встречались в составленной регистраторами базе данных, поэтому некоторое количество сертификатов пришлось выдавать повторно. Чтобы свести ошибки к минимуму, Николай Феськов предложил региональным центрам тестирования создать базу данных своих выпускников. Помимо грамотности, это повысит прогнозируемость абитуриентской кампании.
Некоторые колледжи и училища, не приняв во внимание тот факт, что их выпускники могут быть абитуриентами вузов, назначили на дни тестирования собственные государственные экзамены и защиту дипломных работ. В нынешнем году расписание централизованных испытаний станет известно намного раньше, поэтому у средних специальных и профессионально-технических заведений будет время откорректировать график. Организаторы обещают также увеличить разрыв между испытаниями.
Абитуриенты, которые по уважительной причине вынуждены были сдавать тестирование в резервный день (12 июля), не успевали подать документы в вузы первого потока. Возможно, резервный день будет назначен чуть раньше, но, по мнению организаторов, не ранее, чем через неделю после окончания централизованного тестирования (в 2006 году последнее испытание прошло 1 июля). Ведь если абитуриент пропустил испытание из-за болезни, ему надо время на выздоровление.
К сожалению организаторов, технология централизованных испытаний оставляет возможность зарегистрироваться и участвовать в тестировании человеку, который далек от намерения поступать в вуз. Около 9 процентов зарегистрированных участников на испытания не являются. Это создает дополнительные заботы организаторам, но никакой ответственности, кроме порицания, нарушителям положения о централизованном тестировании не полагается. Единая база данных позволяет вывести на чистую воду хитрых выпускников, которые умудряются зарегистрироваться более чем по трем предметам. Их тоже ждет порицание.
Остальное — дело техники
Самые горячие споры между абитуриентами и организаторами тестирования спровоцировали калькуляторы.
Как известно, положение о централизованном тестировании позволяет их использовать на физике и химии. Проблема в том, что современные технологии позволяют на устройство размером с обычный калькулятор записать шпаргалку размером с энциклопедию. Организаторам трудно дифференцировать указанные технические средства по объему памяти и вычислительным операциям.
Решить “проблему калькуляторов” предлагается тремя способами. Можно разрешить абитуриентам приносить любые, но тогда будут поставлены под сомнение равные права абитуриентов и информационная безопасность. Можно, наоборот, все запретить, но это чревато снижением дифференцирующей способности тестов. Наконец, можно купить всем абитуриентам одинаковые простые калькуляторы. Но и здесь возникают проблемы: дешевые счетные машинки (чуть более 1 тысячи рублей) производит Китай. Самые дешевые, причем давно снятые с производства белорусские аналоги стоили бы примерно 18 тысяч. В общем, преимущества и недостатки использования калькуляторов на тестировании предстоит еще подсчитать. На старых добрых конторских счетах.
К лету должен обновиться сайт Республиканского института контроля знаний. Отныне он будет содержать ссылки на региональные центры тестирования и даже пункты тестирования. Эта мера должна разгрузить ресурс РИКЗ в часы “пик” и предотвратить досадные сбои. Одновременно организаторы обещают использовать и другие каналы информирования абитуриентов. В горячую пору экзаменов особенно заметно, что миром правит информация: только из-за того, что листы с информацией о расположении аудиторий были вывешены в одном, неудобном месте, возле одного из пунктов тестирования образовалась неуправляемая толпа.
Чтобы у абитуриентов не оставалось нерешенных задач, РИКЗ рассматривает возможность издавать сборники тестовых заданий с правильными ответами ежегодно до 29 июля — последнего дня приема документов в вузы второго потока. Современные технологии позволяют уложиться в считанные дни.
Сдавать экзамены по технологиям централизованного тестирования сложно: экзаменатору не скажешь “ошибся в расчетах” или “знал, но вылетело из головы”. Зато такая форма испытаний дает реальный шанс разрушить сложившийся у окружающих стереотип относительно способностей испытуемого. Поэтому, наверное, каждый абитуриент согласится, что экзамены — дело техники.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter