Тенденции, обозначенные конституционным референдумом, не просто продолжаются, а набирают обороты

Поправки для людей

В июле обычно наступает политическое затишье, особенно в законотворческой деятельности. Но только не сейчас и только не в Беларуси. ­Президент подписал законы, которыми вносятся поправки в Кодекс о земле, Уголовно-процессуальный и Кодекс о культуре. Они важны как по сути самих изменений, так и в качестве индикаторов продолжающегося развития и укрепления отечественной государственной модели развития. Тенденции, обозначенные конституционным референдумом, не просто продолжаются, а набирают обороты.

Государство-партнер

Сперва о сути поправок. Здесь принцип традиционный: законодатели идут от жизни, вводят те новшества, которые подсказали сами люди, подтвердила практика работы.
Кодекс о земле фактически дает возможность каждому белорусу, который хочет обустроиться на той самой земле, осуществить свою мечту.
Причем сделать это без лишних бюрократических проволочек и препон. Если говорить коротко, то каждый из нас при желании может получить свой земельный гектар. Прослеживается логика тезиса «государства-партнера», прописанного в программе социально-экономического развития, утвержденной Всебелорусским народным собранием в феврале 2021‑го. Государство заинтересовано в том, чтобы земля не пустовала, следовательно, необходимо создавать для этого условия, мотивировать граждан.

Потому теперь появляется возможность приобретать в течение пяти лет земельные участки, которые находятся у землепользователей на 1 сентября 2022 года, в частную собственность или же брать в аренду сроком на 99 лет. А оплата будет вноситься на льготных условиях, с понижающими коэффициентами: 0,8 для Минска и областных центров и 0,5 по остальным территориям.
Власть говорит гражданину: мечтаешь о своем хозяйстве, зеленом уголке — пожалуйста, бери, пользуйся, создавай свое гнездо. А государство готово подставить плечо.
Или же другая норма. Раньше нуждающийся в улучшении жилищных условий на селе, получая земельный участок, в течение восьми лет был ограничен в праве распоряжения как этим участком, так и расположенными на нем строениями. Время внесло коррективы. Теперь этот срок сокращен до пяти лет, что вполне закономерно. Пяти лет более чем достаточно, чтобы обжиться, определиться с дальнейшими перспективами, принять решение — оставаться на этом месте или же переезжать в другое.

А сколько было споров вокруг земель, находящихся в пределах населенных пунктов! Вот видим же: стоит неиспользуемый участок. В силу разных причин, в том числе разного рода инструкций, правил и норм, он непригоден для использования в качестве части городской инфраструктуры. И к делу его никак не приспособить. Ни дом построить, ни сквер разбить, ни производство разместить. Теперь местным органам власти дается право на таких землях образовывать сельские населенные пункты, включая хутора. А там совсем другие правила землепользования. Глядишь, и заживет новой жизнью еще недавно заброшенный клочок земли.

Исполкомы также получают право определять те населенные пункты, где участки предоставляются без проведения аукциона. А это решение большой проблемы. Сколько земель оставалось без хозяев только потому, что аукцион не состоялся. Как раз тот случай, когда процедура начинала тормозить решение актуальной задачи. Значит, нужно было менять процедуру, ведь праву противопоказан догматизм.

Высокая динамика общественно-политического процесса — залог успешности государственного строительства. Говоря проще, чем больше шевелишься, тем большего успеха добиваешься. В целом суть вносимых в последнее время поправок можно обозначить тремя словами: доверие, опыт, решимость.

Полномочия — на места

Республиканский центр последовательно проводит курс на передачу больших полномочий на уровень местной власти. Это заметно и в поправках к Кодексу о культуре.
Скажем, при определении порядка использования недвижимых историко-культурных ценностей регионального значения. Здесь излишняя централизация мешала делу, вела к затягиванию выполнения ремонтов.

В ходе проведения диалоговых площадок и подготовки к Всебелорусскому народному собранию неоднократно поднимался вопрос о больших полномочиях для исполкомов. Но как это было сделать? Ведь Республика Беларусь не федеративное, а унитарное государство и таковым останется.
Важно не допустить разбалансировки всего государственного организма, сохранить управляемость процессов. Избранный путь представляется разумным. Это последовательное и системное, но точечное внесение изменений в действующее законодательство.
Там, где опыт показывает назревшую необходимость перераспределения полномочий, усиления роли местных властей, это делается. И здесь сразу следует оговориться: успех данного процесса зависит от того, готовы ли сами руководители и сотрудники исполкомов принять новые полномочия, а значит, и большую ответственность. Опять-таки это покажет сама жизнь.

Замок Радзивиллов в Национальном историко-культурном музее-заповеднике «Несвиж». По обновленному  Кодексу о культуре экскурсионное обслуживание посетителей музеев разрешается только работникам этих музеев.
Остальные поправки в Кодекс о культуре отражают еще одну тенденцию общественной жизни нашей страны. Мы извлекли уроки из 2020 года и проводим работу над ошибками. Раньше по ряду направлений имел место чрезмерный, а зачастую и бездумный либерализм. Некоторые нормы вводились по принципу «так на Западе». Из-за этого, без преувеличения, создавались условия для возникновения вызовов и даже угроз национальной безопасности. Под видом культурной деятельности формировались ячейки по организации госпереворота. Вот потому теперь будет необходимо получать удостоверение на право организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий. Более того, в ближайшее время создадут соответствующий реестр организаций, осуществляющих такую работу.

Неоднократно приходилось слышать жалобы на разного рода экскурсоводов. Вернее, тех персонажей, которые выдают себя за организаторов экскурсий, собирают за это деньги. И при этом несут несусветную ахинею, вешая лапшу на уши доверчивым туристам. А то и сознательно искажают исторические факты, преследуя вполне очевидные политические цели, основанные на антигосударственной идеологии. Теперь экскурсионное обслуживание посетителей музеев разрешается только работникам этих музеев. Представляется, что данная мера недостаточная. В экскурсионной деятельности еще предстоит наводить порядок, но первый и весьма существенный шаг уже сделан.

В последние годы оформилась и еще одна проблема. Государственно-частное партнерство предполагало большее доверие частнику и в сфере культуры. Ну как же… Меценаты и все такое.
А оборачивалось все это тем, что культурные ценности уходили в частные руки, потом судьба многих из них терялась на международных аукционах. Порой приобретение частником той или иной реликвии превращалось в самопиар, пропагандистскую кампанию.
Примеры всем более чем памятны. Сейчас устанавливается приоритетное право на приобретение культурных ценностей госорганизациями культуры в случае принятия собственником решения об их отчуждении.

Шаги навстречу

И, наконец, Уголовно-процессуальный кодекс.
Если кратко, то теперь слишком ушлым хитрованам будет весьма затруднительно укрыться за пределами Беларуси от уголовного преследования за совершенные преступления. Учтены и новые угрозы, возникшие в последнее время в условиях обострения международной обстановки.
Акты терроризма, геноцид, наемничество, измена государству, диверсии, призывы к санкциям, создание экстремистского формирования, а также участие в нем, массовые беспорядки — все это отныне относится к перечню составов преступлений, по которым может быть начато специальное производство. Ужесточение? Закручивание гаек? Отчасти, и вполне оправданно. Но не только.

Вводится кассационная стадия судопроизводства, устанавливается возможность обжалования в апелляционном порядке приговоров, которые выносятся даже Верховным Судом, если он действует в качестве суда первой инстанции. Таким образом, будет обеспечен более широкий круг возможностей граждан для обжалования судебных решений, даже вступивших в законную силу. Неотвратимость уголовной ответственности преступников совмещается с гарантированным Конституцией правом гражданина на судебную защиту.

Итак, какие же устойчивые тенденции можно здесь увидеть? Во-первых, белорусская власть держит свое слово. Не забыты те предложения, которые поступали еще на диалоговых площадках почти два года назад. Последовательно воплощаются в жизнь как решения Всебелорусского народного собрания, так и Программа социально-экономического развития и, конечно же, новая редакция Конституции.
Во-вторых, государство делает все более энергичные шаги навстречу гражданам. Этот процесс предполагает взаимность. Получение больших прав означает и рост самостоятельности и ответственности, прежде всего перед собой, своей семьей, обществом.
И впору каждому задаться вопросом: а готовы ли, справимся? Ответ будет в каждом случае индивидуальным. Как говорится, если хотели перемен…

В-третьих, проводится умеренная и разумная децентрализация. Местные исполкомы расширяют сферу своих полномочий. Это должно придать большую гибкость вертикали власти.

В-четвертых, предпринимаются меры по претворению в жизнь положений обновленного Основного Закона.

Темп законодательной деятельности свидетельствует о том, что этот процесс будет выполнен раньше двухлетнего срока, отведенного Конституцией.

В-пятых, несмотря на сложную военно-политическую обстановку, в Беларуси никто не собирается замораживать или хотя бы приостанавливать совершенствование модели отечественной государственности. Это только беглые ждут не дождутся, когда же мы ляжем на бок, подустанем, сбавим темп. Пусть даже и не надеются.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter