Блокировка Суэцкого канала обходится мировой экономике в миллиарды долларов ежедневно

Поперек канала

Цены на морские перевозки выросли в несколько раз после того, как контейнеровоз Ever Given сел на мель, перекрыв Суэцкий канал. Стоимость скопившегося ко вчерашнему утру у входов в канал груза, включая нефть, уже составляет 10 миллиардов долларов. В настоящее время до 200 судов ожидают возможности пройти по маршруту, еще как минимум три заблокированы в самом канале. Ежедневно через канал проходит 50 судов. 

фото рейтер.

Агентство «Блумберг» отмечает, что обозначить какой-либо одной величиной состояние цен на перевозки и влияние перекрытия Суэцкого канала нельзя, и тем не менее приводит ситуацию на некоторых направлениях. Так, стоимость доставки 12-метрового контейнера из Китая в Европу выросла до 8 тысяч долларов — почти в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прибыль очень больших танкеров (VLCC), перевозящих нефть с Ближнего Востока в Китай, выросла до 1371 доллара в день. 

фото рейтер.
Учитывая, что перекрытие канала может продлиться несколько недель, грузоотправители теперь взвешивают возможность отправки судов вокруг Африки в обход мыса Доброй Надежды. Однако это добавит 9,6 тысячи километров к маршруту, а расходы только на топливо составят около 300 тысяч долларов для супертанкера, перевозящего нефть с Ближнего Востока в Европу.

Компания Lloyd’s List подсчитала, что один час блокировки Суэцкого канала обходится мировой торговле в 400 миллионов долларов (исходя из примерной стоимости товаров, которые проходят через канал ежедневно). 

Что случилось?

Контейнеровоз Ever Given сел на мель в южной части Суэцкого канала в ночь на 24 марта. В штормовую погоду судно встало поперек канала и полностью заблокировало движение в обе стороны.
По сообщениям компании Evergreen, зафрахтовавшей контейнеровоз, к аварии привел сильный порыв ветра.
Владельцы и страховщики контейнеровоза могут получить миллионные иски от администрации Суэцкого канала и компаний, чьи суда не смогли пройти по маршруту из-за того, что Ever Given сел на мель. По данным Reuters, владельцы груза на борту контейнеровоза и других судов, застрявших в канале, скорее всего, потребуют от страховщика Ever Given возместить убытки из-за скоропортящихся товаров и несоблюдения сроков доставки.

Контейнеровозы такого размера могут быть застрахованы на случай повреждения корпуса и оборудования на сумму 100—140 миллионов долларов, сообщили источники агентства в страховом бизнесе. На страховую компанию ложатся также затраты на спасательную операцию, отмечает Reuters. «Этот инцидент, возможно, самая крупная в мире катастрофа с участием контейнеровоза без крушения корабля», — заявил агентству анонимный юрист.

Вытащить контейнеровоз пытались восемь больших буксиров, но эта попытка не увенчалась успехом. Операция по снятию судна с мели может занять от нескольких дней до нескольких недель, заявил Питер Бердовски, глава Royal Boskalis Westminster — компании, которая занимается эвакуацией контейнеровоза. Он рассказал, что на борту Ever Given находится 20 000 контейнеров, и сравнил его с «очень тяжелым китом, которого выбросило на берег».

КОМПЕТЕНТНО



«Севший на мель в южной части Суэца контейнеровоз сковал передвижение по каналу около 150 судов разного предназначения и тоннажа, в том числе танкеров, везущих нефть из Персидского залива в Европу и США. Сильный порыв ветра, отклонивший громадный контейнеровоз на несколько градусов от курса по рекомендованному фарватеру, вызвал на мировых фондовых рынках легкую панику, обернувшуюся повышением цен на углеводороды. Он также заставил планетарное сообщество грузоперевозчиков вспомнить, что кроме южного пути из Азии в Европу, ориентированного на 190 километров узкого горла Суэцкого канала, есть и северный маршрут вдоль арктических берегов России», — считает генеральный директор Корпорации развития Камчатского края Константин Коротов.


Экспертное сообщество отмечало постоянно растущий интерес к Севморпути со стороны международных судоходных и грузовых компаний и без инцидента в Суэце. Меры, предпринимаемые РФ для развития полярной логистики, привели к революционному увеличению объема перевозок по высокоширотным маршрутам, значительно раздвинули рамки навигации на Северном морском пути. В текущем году ПАО «­НОВАТЭК» успешно осуществило экспериментальные коммерческие рейсы крупнотоннажного флота по Восточной Арктике в январе и феврале.

Гипотетичные заявления о возможности круглогодичной навигации по Северному морскому пути получают практическое подтверждение. 
О полярной логистике без сезонных каникул как о перспективе ближайшего времени в России и за рубежом уже говорит даже та часть экспертного и научного сообществ, которая еще два-три года назад считала круглогодичную навигацию в арктических морях принципиально невозможной.


«Инцидент в Суэцком канале актуализировал фактор рисков южного трафика между Азией и Европой, о которых давно и хорошо известно. Навигационными трудностями при переходе из Красного моря в Средиземное они не исчерпываются. Южный маршрут проходит мимо берегов нескольких стран с неустойчивыми политическими режимами. В целом остается нестабильной ситуация на Ближнем Востоке. Государства Юго-Восточной Азии до сего дня не смогли урегулировать множество взаимных претензий относительно принадлежности ряда островов и акваторий вокруг них. Существующие территориальные противоречия не исключают угрозы вооруженных конфликтов. По-прежнему на международных торговых путях в этой части Мирового океана действуют пираты», — перечислил основные риски южного трафика Константин Коротов.

Егор БАГРОВ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter