Как проложить путь белорусским продуктам к перспективным рынкам сбыта

Попасть во вкус сложно. Продать – нужно

Надолго ли закрепятся на европейском рынке овощные консервы


Через тернии конкуренции к новым рынкам прокладывают себе путь белорусские продукты, пока занимая пустующие по многим позициям ниши. Покупатель успел оценить их натуральность, вкус, демократичные цены, а партнеры в поставках — надежность и обязательность белорусской стороны, что гарантирует производителям долгое присутствие в торговых сетях и узнаваемость брендов. Значит, контрагентам будет выгоден товар Made in Belarus, и мы таки обоснуемся в разных странах всерьез и надолго. Вот только надо знать, где белорусы нужны со своим самоваром и насколько выгодно нам это присутствие. 


СЕЙЧАС, как никогда, подходящее время для новых возможностей. Не зря постановлением Совмина Беларуси «Об определении ключевых показателей эффективности работы по экспорту товаров на 2017 год» поставлена задача укрепить позиции на традиционных рынках и завоевать новые. В качестве критерия диверсификации взят целевой показатель — удельный вес экспорта товаров в страны, где нас до сих пор не было, в общем внешнеторговом объеме. Так, «Белгоспищепрому» поручено довести этот индикатив до 3,8 процента. Конкретно оговорены и страны. 

В наши паруса сейчас дует ветер конъюнктуры: за четыре месяца предприятия концерна исполнили иностранные контракты на 104,5 миллиона долларов. При этом удельный вес позиций по диверсификации возрос до 5,1 процента. В январе—марте весь экспорт увеличился на 39,6 процента, что связано с укреплением российского рубля и ростом цен на ряд продовольственных товаров. В целом в 2016 году предприятия «Белгоспищепрома» экспортировали продукцию в 60 государств мира — годом ранее их было на 6 меньше. Вместе с тем высокая зависимость от рынков СНГ пока сохраняется, и в первую очередь это касается России.

Переработчики овощей и фруктов, несмотря на отлаженность связей с российскими регионами, стремятся все же пробить стену технических барьеров на пути продвижения товаров на Запад. В целом по концерну поставки в страны Евросоюза выросли за январь-февраль на 24,4 процента. 

Усилия вполне оправданны. Мало того что настораживает опыт нестабильных отношений, хотя консервщиков бог миловал от Россельхознадзора, так и россияне сами с усами. Продэмбарго значительно подстегнуло развитие у соседей сельского хозяйства и переработки. Добитая консервная отрасль возрождается, надо сказать, не без помощи зарубежных мегакомпаний. Повернулось лицом к овощникам, а значит, к сырьевой базе, государство. Так, в частности, в 2016 году на поддержку растениеводства в Подмосковье выделено свыше 1,3 миллиарда рублей. Возмещается 25 процентов капитальных затрат на создание и модернизацию тепличных комплексов, предоставляются субсидии на оплату процентов по инвесткредитам в размере 7,7 процента, причем возможно перекрестное субсидирование. Также компенсируется 20 процентов затрат на покупку техники и оборудования, растениеводам оказывается несвязанная поддержка. Под инвестпроекты предоставляются земельные участки без торгов, а сельхозкооперативы и крестьянские хозяйства могут получать гранты. В 2016 году на это выделено 156 миллионов рублей — на треть больше, чем в предыдущем. В других регионах тоже не спят. И пока у нас есть время, надо расширять географию — перекладывать яйца в разные корзины. Иногда это происходит случайно, иногда путем огромных усилий. 

В Австралии (кто бы мог подумать?) любят бургеры с вареной свеклой. Несколько лет назад нашей консервной отрасли такое гастрономическое пристрастие жителей далекого континента было совершенно безразлично. Никто и не предполагал поставлять в сети тамошнего фастфуда товар, кажущийся настолько простым и обычным, что никак не ассоциировался с населением, поглощающим кенгурятину. Никто не изучал ресторанные меню, а уж тем более привычки уличной еды аборигенов. Сегодня от австралийской компании клецкое ОАО «Гамма вкуса» формирует заявку из нескольких видов готовых овощей в вакуумной упаковке — гарнирной свеклы (самый большой объем), моркови, картофеля, чтобы набрать контейнер, который будет плыть на корабле строго по курсу целых два месяца. Логистику просчитывали заокеанские партнеры. Австралийцы даже получат икру заморскую кабачковую. Придется ли по вкусу? 

С недавних пор стереотипы во взглядах на внешнюю торговлю приходится буквально рубить под корень, искать незаполненные ниши квадрат за квадратом, как в игре «Морской бой», изучать новые тенденции в питании. Скажем, в последнее время как альтернатива быстрой еде развивается слоуфуд — направление, базирующееся на здоровой и вкусной пище. Сейчас самый востребованный продукт в Европе, да и по всему миру — овощи. Что опять же надо держать в уме. Это шанс для белорусских переработчиков, не растерявших традиции качественной и натуральной продукции. 

В НЕМЕЦКИЙ ретейл «Гамма вкуса» прорывалась целых полгода. После предварительных договоренностей на одной из выставок начался длительный процесс согласований. Партнеры из Германии перепроверили все без исключения сертификаты, в своих лабораториях провели собственные исследования. Ощутили и противодействие конкурентов, не скрывает заместитель директора Евгений Захарчук:

— Но зарубежные поставщики не смогли предоставить гарнирные овощи в вакуумной упаковке, нарезанные кубиками и соломкой. Мы первые в этом тренде. В сегмент, где реальный недостаток товара, можно пробиться. А если попадаешь в конкуренты, то практически нереально. В странах Евросоюза очень жесткая защита от импорта. К тому же с глобальными игроками, у которых миллиардные доходы, тягаться нет смысла. Пока они тебя не замечают, ведь фура-две для них  — копейки, есть шанс проникнуть в торговые сети. Понимаем: как только начнем наращивать поставки, сразу же будет дана команда «фас», налетят контролеры. Там все строго регулируется на государственном уровне. Мы, конечно, рук не опускаем, изучаем местные традиции, культуру, предпочтения во вкусах, под каждый отдельный рынок разработали свои технологии. Например, Туркменистан и Азербайджан отличаются от Европы — другие предпочтения в остроте продукта. На выставки делаем разные образцы и предлагаем попробовать заинтересованным посетителям. 

Вот и верь после этого иным экспертам, утверждающим, что страны ЕС — члены ВТО — ведут достаточно либеральную политику, что никаких специальных оградительных мер со стороны ЕС не существует. Так-то оно так, заслонов входа на европейские рынки конкретно для Беларуси нет. До поры до времени. 

Пищевые рынки сегодня очень сложные, пробиться на них в одиночку даже крупному по белорусским меркам предприятию непросто. Но клецкому заводу не с кем консолидировать усилия. В концерне осталось, считай, два производителя консервной отрасли, остальные стали цехами сахарных комбинатов. Есть отдельные частные предприятия, республиканские унитарные, Белкоопсоюза, которые также сражаются с экспортом в одиночку. Клетчане рассчитывают, что найдут место на единой торговой площадке концерна в Китае.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ экспортных позиций «Гаммы вкуса» в среднем 10 процентов, что совсем неплохо, если сравнить с некоторыми продуктами «молочки». Недавно специалисты привели интересные расчеты. Средний сбор кормов с гектара пашни находится на уровне 40—45 центнеров кормовых единиц. Нормативный расход их на килограмм молока при удое от коровы 4000 килограммов — 1,1—1,2 кормовой единицы. Фермеры с гектара собирают 10 тонн голубики, и если продают ягоду хотя бы по 4 доллара за килограмм, то совсем не лучшая земля даст отдачу в 40 тысяч твердой валюты. А если сырье переработать на сок? Даже с вычетом затрат это более выгодная экспортная позиция, чем тот же сыр. Ведь с тысячи килограммов молока мы производим около 100 килограммов сыра, который продаем в Россию за 430 долларов. Конечно, это очень грубые прикидки. Но, как ни крути, экономику экспорта придется анализировать и развивать те направления, которые наиболее рентабельны. 

По прогнозам экспертов, в 2016 году объем мирового рынка овощей и фруктов в стоимостном выражении достиг 2,7 триллиона долларов против 1,5 триллиона в 2011-м. При этом доля овощей — почти 69 процентов от общей стоимости. Столь стремительному росту сектор обязан широкому применению технологий переработки сырьевой продукции. Европейцы сейчас налегают на консервы типа маринада с различными добавками, соусы-приправы, соки и напитки с взвешенными частичками мякоти, особенно овощные. Бытовало мнение, что там не любят квашений и солений, а вот, поди ж, в Германии пользуется спросом сок из сквашенной капусты, выделенный путем отжима и последующего сбраживания. Рынок диктует свои правила игры. Знать их — половина успеха. Создать продукт и попасть во вкус — еще с десяток процентов. Найти потребителя и продать — полный гешефт.

КОММЕНТАРИЙ

Директор предприятия Надежда ПАЛЬЧИНСКАЯ:

— Через стены всевозможных технических барьеров мы пробиваемся именно качеством. Чтобы держать ассортимент, надо разнообразие сырья. Разработаны и другие виды продукции — плов, готовая салатная группа. На выставке «Продэкспо» в Москве аналогов нашим новинкам не было, поэтому к ним участники проявляли особый интерес. Сегодня уже заключаем контракты и планируем отгрузки во втором полугодии. Россияне давно оценили наши консервы и соки, детское питание, сейчас вот гарнирные овощи, которые покупают для HoReCa, поэтому смогли значительно продвинуться в этой стране. А в целом экспорт растет: за квартал темп роста 117 процентов, за 4 месяца — 185, за полугодие вдвое увеличим выручку. 

klimovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter