Куда сбыть небывалый урожай яблок

Попасть в “яблочко”

"Яблочный" год: Почему магазины продают импортные яблоки вместо наших?
Нынешний год выдался особенно яблочным. Деревья гнутся под тяжестью плодов. Казалось бы, и прилавки магазинов должны ломиться от отечественных “глостеров” и “антеев”. Однако, заглянув в наши магазины, приходишь к выводу: местные дары садов здесь пока не в почете.


В поисках наших фруктов недавно зашла в небольшой продмаг. На прилавке среди бананов и нектаринов скромно желтел мелкий “имрус” по 11 тысяч рублей за килограмм. Решив, что в крупном магазине выбор будет больше, отправляюсь в супермаркет. Здесь из восьми сортов яблок семь оказались импортными. Разноцветное ассорти из Новой Зеландии, Нидерландов, Франции и Польши предлагали по цене от 17 до 31 тысячи рублей за килограмм. Белорусские яблоки оказались дешевле, но покупать их не хотелось: зеленые, слегка побитые плоды выглядели совсем не аппетитно. В одном из сетевых магазинов Мяделя, где удалось побывать в выходные, соотношение отечественных и импортных яблок оказалось 1:4 не в пользу наших. И это при том, что в городке все сады буквально усыпаны яблоками, а на базарчиках у обочин дорог немало тех, кто торгует краснобокими плодами. Минская Комаровка также удивляет яблочном изобилием. И цены тут приемлемые — от 3 до 13 тысяч рублей за килограмм.


Как выяснилось, закупку яблок у населения и в хозяйствах могут осуществлять торговые точки, реализующие плодоовощную продукцию. Их только в Минске около 600. Чтобы сдать излишки урожая, необходимо представить в магазин справку о наличии садового или дачного участка, а также документ из аккредитованной санитарно-ветеринарной лаборатории, гарантирующий качество продукта. Например, в лаборатории, что на Комаровском рынке, экспертиза яблок на органолептические показатели обойдется от 8500 до 55 тысяч рублей в зависимости от веса партии. Обследование на нитраты от 25 до 75 тысяч рублей. Яблоко, которое сдается в магазин, должно быть без парши, отличного товарного вида. Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома приняло решение о том, что торговые точки могут применять предельную торговую надбавку на эти фрукты не более одной тысячи рублей за килограмм. Казалось бы, при такой надбавке магазинам все равно, какое яблоко продавать — из ЮАР (по цене 25 тысяч за килограмм) или из Логойского района (по 6 тысяч). Но на прилавках заморских все равно больше. Может, их просто выгоднее продавать? В отделе маркетинга одного из сетевых супермаркетов ситуацию комментируют так: белорусские яблоки отличного товарного вида никто магазину не предлагает, поэтому здесь их и нет...


В то же время владельцы фермерских хозяйств и некоторые частники, вырастившие яблоки не хуже импортных, озадачены тем, как “пристроить” свой урожай. Фермер-садовод из Молодечненского района Александр Абрамчик готов был сдать пару дней назад в стабфонд УП “Партизанское” 30 тонн “иманта”. Но так как фрукты не приняли, ему придется засыпать яблоки на хранение в собственные холодильники.


— Дальше ждать нельзя. Начинаются заморозки. Лежкость плодов, если их вовремя не определить на хранение, уменьшается в разы. Буду напрямую предлагать яблоки в магазины.


В УП “Партизанское” объяснили, что закупочная цена на яблоки уже известна — 6000 рублей плюс НДС, но их пока у производителей не принимают, лишь заключают договоры. К слову, яблоки здесь закупают у хозяйств и фермеров. С частниками не работают. Гипермаркеты также предпочитают работать с крупными поставщиками, которые сразу будут привозить несколько десятков видов овощей и фруктов, а также с нашими фермерами, у которых имеются специальные хранилища, что дает возможность поставлять на прилавок качественные яблоки в течение всего осеннее-зимнего сезона. А такое оборудование есть далеко не во всех хозяйствах.


Владельцам садов с дедовскими сортами яблонь остается надеяться выручить копейку-другую и за опад, по традиции рассчитывая на мобильную помощь заготовителей потребкооперации.


На днях с одним из таких приемных пунктов мы объехали несколько деревень пристоличного района. Пока добирались до деревни Щомыслица, товаровед Минского райпо Дмитрий Ровнейко успел принять по мобильному телефону с десяток заявок от садоводов.


— Если бы не приехали, пришлось бы излишки яблок выбрасывать. Ведь уже и сока в достатке закатали, и повидла наварили, — с радостью встречает работников райпо как самых долгожданных гостей жительница Щомыслиц Оксана Геннадьевна, поднося корзины с фруктами к машине. Получив за почти тонну опада 370 тысяч рублей (по 400 рублей за килограмм), женщина осталась довольна.


В течение нескольких часов машина райпо заполняется “под завязку”.


С этого момента потребкооператоры сами становятся сдатчиками. Их задача — быстрее доставить опад на перерабатывающее предприятие. Но на этом этапе порой возникают свои сложности.


Иногда у проходной приходится до 5 часов выстаивать, чтобы разгрузить машину. Бывает и так, что, закупив яблок с лихвой, ближайшие предприятия в Червене или Молодечно дают заготовителям на пару дней “отбой”, тогда фрукты везут на Борисовский консервный завод или в Бобруйск на фабрику “Красный пищевик”. Товарных яблок, закупленных у населения, значительно меньше, и они реализуется на ярмарках и в торговых точках потребкооперации.


С одной стороны, получается, что небывалый урожай яблок застает врасплох владельцев приусадебных участков и перерабатывающие предприятия, мощностей которых не всегда хватает, чтобы переработать урожай в полезную импортозамещающую продукцию. С другой, лежкого товарного яблока у нас производится недостаточно. Цифры статистики говорят о том, что этого продукта, несмотря на успешное действие Государственной программы по развитию плодоводства, с каждым годом мы закупаем все больше.


КОММЕНТАРИИ

Марина Попова, главный внештатный диетолог Министерства здравоохранения:

— Покупая яблоки, отдавайте предпочтение белорусским. Всегда полезнее те фрукты, которые выращены на родной земле. Воск, которым обрабатывают привозные яблоки от порчи, порой не смывается даже горячей водой и небезвреден для здоровья.

Анатолий Коренько, генеральный директор ассоциации “Белсадпитомник”:

— Чтобы отечественные фрукты быстрее попадали на прилавки, необходимо налаживать более мобильную связь между производителями и торговлей. Изобретать ничего не надо. Таким “мостом” должны быть плодоовощные базы, которых, считаю, у нас недостаточно. В Москве, к примеру, возвращаются к прежней практике, когда в каждом районе города есть своя такая структура, от которой любые партии товара каждый день развозятся автомобилями, что выгодно всем — и производителям, и покупателям.


zaxarova@sb.by


Фото Виталия Пивоварчика

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter