Попасть в точку

О качестве производимых товаров

Порой так и тянет написать дорогому и уважаемому отечественному производителю письмо. Бывает, покупаешь что-нибудь свое, родное, а в ответ никакой тебе взаимности - сплошь разбитые надежды. И цветочек с детского босоножка через неделю отвалился, и на брюках молния тут же накрылась, и мыло вместо обещанной лаванды пахнет средством от моли... Но вот недавно поймала себя на мысли: а ведь все реже хочется писать такие письма.


За пару лет список наших товаров, которые лично я обхожу стороной, заметно сократился. Про себя уже не поминаю "тихим словом" местных переработчиков зеленого горошка. Среди десятка предложений нашла сугубо свое. Нет у меня каверзных вопросов к молочным и мясным продуктам. Полностью удовлетворена детским бельевым трикотажем, новой маркой стирального порошка... К чему бы все это?


Полагаю, к тому, что на обывательском уровне как раз особенно хорошо просматривается: тема импортозамещения превращается из глобально отвлеченной в жизненно необходимую. Не просто освоить и выпустить, чтобы сделать свое и занять место на полке, а сделать так, чтобы цена, качество, товарный вид один к одному совпали с интересом покупателя. То есть попасть в точку и получить результат.


Опять же, судя по проторенным импортозамещающим путям, которые оставили позади многие отечественные производства, начинаешь понимать: достойно повторить известное, а в идеале предложить лучшее - задачка не из простых. Нужны современное оборудование, время на освоение и вхождение в рынок, связка между производителем и тем, для кого он в конечном итоге работает. Стоит выпасть лишь одному звену, мгновенно образуется провал. Ладно, когда речь о туалетной бумаге или о зубочистках, хотя наладить их производство тоже немалых денег стоит. А если речь о масштабных проектах, обещающих многомиллионную валютную экономию?


Под рукой материалы одной из последних проверок Комитета госконтроля Гомельской области. В 2008 году Институт механики металлополимерных систем имени Белого по госзаказу разрабатывает отечественный аналог так называемых колостомных мешков, необходимых послеоперационным больным. В год их закупается за рубежом более 300 тысяч единиц. Успешный исход проекта, оцененный в 120 тысяч долларов, обещает экономию до 1 миллиарда рублей. Спустя пару лет научная разработка доходит до производства. В минувшем году Гомельский завод химических изделий наконец приступает к выпуску отечественных колостомных мешков. За 11 месяцев предприятие нарабатывает свыше 100 тысяч единиц, однако больше половины из них зависает на складе. Спрашивается почему? А нет заявок от целевых потребителей - лечебных учреждений. Метать молнии в медиков? Не спешила бы... У каждого может оказаться своя правда. Однако факт остается фактом. Деньги потрачены, производство налажено, цель не достигнута. Качество, цена, связка между производителем и заказчиком - что на этот раз оказалось упущено?


В областном госконтроле помогают нащупать слабое место, приводя похожие примеры по импортозамещению. Проблема часто заключается именно в том, что производитель и потребитель-заказчик существуют параллельно, особенно если это разные ведомства. Им порой остро не хватает единого начала, которое свело бы интересы в одну точку и на пути к результату отсекало барьеры. В итоге получается, что теоретически нужное оказывается на практике никому не нужным.


Впрочем, есть надежда на то, что все это вопросы ближайшего времени. Сужу по Гомельской области. Здесь нюанс уловили и сейчас сокращают разрыв между производителем и потенциальным потребителем. Скажем, одно предприятие импортирует комплектующие за рубежом, а расположенное на соседней улице способно выпускать то же самое, ибо недавно модернизировалось. Но о возможностях друг друга они просто не знают, потому что относятся к разным ведомствам. Этот пробел теперь заполняют местные управленцы. Первым делом потенциальных партнеров усаживают за стол переговоров. Если цена - качество попадает в точку, а это, уверяют, главное, тему держат буквально на ручном управлении, чтобы вовремя снять трудные вопросы и помочь начинанию. Говорят, есть результат: не меньше десятка предприятий Гомельской области уже нашли общий язык и с обоюдной выгодой работают в одной связке, все реже оглядываясь на импорт. Чем не вариант и для забуксовавших проектов?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter