Как уберечься от назойливых визитеров, которые чистят не только вентиляцию, но и кошельки

Попасть на счетчик

Установка фильтров для очистки воды, регулировка окон, замена электроавтоматов. Предложение этих услуг становится все более навязчивым. Визитеры прикрываются организациями, названия которых созвучны с солидными структурами. Что это за новый вид сервиса? Как не поддаться маркетинговому гипнозу?

Доверие в воздухе 

Утром в квартире 80-летнего минчанина Евгения Рафаиловича раздался звонок в дверь. Накануне пенсионер практически не сомкнул глаз. Кружилась голова, подскочило давление. 

— Сперва подумал — соседям что-то понадобилось. Но когда открыл дверь, увидел приветливого молодого человека. Он был строго одет и, признаться, сразу внушил мне доверие. На груди — бейджик с именем, фамилией, организацией, которую он представляет. Парень заявил, что занимается проверкой вентиляции. Убедил, будто процедура обязательна. Через пару минут в квартиру зашел его коллега.

Гости вставили в кухонное вентиляционное отверстие прибор и подержали его там несколько минут. Потом поведали, что в Минске из-за утечек газа и неисправной вентиляции было несколько отравлений в жилых домах и квартирах. Доходило даже до взрывов. Пострадали люди. Пенсионеру тут же дали подписать акт выполненных работ.

— За чистку вентиляции я должен был заплатить 195 рублей! В кошельке таких денег не оказалось. Гости заверили, что раз я пенсионер и инвалид второй группы, то мне положена скидка, финальная сумма — 165 рублей, можно воспользоваться рассрочкой. Я был уверен, что эти средства соберут в ЖКХ. 

Уже после ухода парней пенсионер взглянул на бумаги и пришел в изумление. Звонок в офис ничего не дал. Там ответили: «Вам проверяли вентиляцию? Официальный договор подписали? Не заплатите в оговоренные сроки добровольно — подадим на вас в суд».

Через пару недель Евгений Рафаилович получил письмо с требованием погасить задолженность. В то же время на двери подъезда появилось объявление, предупреждающее о том, что по квартирам ходят представители различных компаний и к «Минскводоканалу», «Минскэнерго» и «Мингазу» никакого отношения они не имеют. Дедушка пытался самостоятельно добиться справедливости — безрезультатно. Сдвинуть дело с мертвой точки помогло минское городское общество защиты потребителей. Специалисты, ознакомившись с материалами по делу, пообщавшись с пострадавшим, заняли принципиальную позицию.

— Случай Евгения Рафаиловича подпадает под ст. 180 ч. 1 Гражданского кодекса, — вводит в курс дела Дарина Гулюта, председатель правления ОО «Городское общество защиты потребителей». — Суть в том, что сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной.

По словам Дарины Гулюты, пенсионеру прислали претензию от компании с требованием оплаты и угрозой: если спор не решить мирно, в суде взыщут еще и пеню, а она составляет 5 процентов от неоплаченной суммы за каждый день просрочки. 

— Для наших добросовестных законопослушных потребителей неустойка не мера ответственности, а явная мера запугивания, — подчеркивает эксперт. 

С Евгением Рафаиловичем в общественном объединении потребителей заключили безвозмездный договор оказания услуг, направили запросы в соответствующие инстанции. 

До суда дело не дошло, договор расторгнут в добровольном порядке по соглашению сторон, и платить потребителю за навязанную услугу не придется. Проверку по деятельности данной организации проводит Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

— За 11 лет в моей практике было множество похожих дел. Доверчивым гражданам предлагали фильтры и массажные накладки, «волшебную» косметику, подушки и одеяла, ремонт компьютеров, замену окон. Но принцип действия один и тот же — маркетинговые уловки. В каждом случае разбирались отдельно. Как правило, мы находили различные нарушения в работе таких коммерсантов, что дает возможность разрешить спор в пользу потребителя, — говорит Дарина Гулюта.

Сайта компании, которая предоставляет сомнительные услуги, я не нашла. В интернете лишь скудная информация — общество с ограниченной ответственностью было зарегистрировано в ноябре 2017 года. Офис находится на улице Мележа. Звоню туда. Представитель фирмы уверяет, что их действия абсолютно легальны. На вопрос, почему же на их услуги поступает столько жалоб, собеседник отвечает:

— Мы частная организация. Наша работа заключается в чистке, а не в проверке вентиляции. В начале наш специалист всегда консультирует, рассказывает, чем забивается отверстие и какие могут быть последствия. Многие не понимают, что проблемы с дыханием, кашель, аллергия, неприятный запах в квартире нередко появляются из-за проблем с вентиляцией. Есть согласие — заполняется заявка. На ее основании оформляется договор на выполнение работ, где указана стоимость услуги и сроки. После подписания документов за дело берется мастер.

Рисунок Олега Попова

На фирме меня пытались уверить, что стоимость услуг, около 200 рублей, вполне оправдана и соответствует затратам. Сумма не взята из воздуха, мол, на нее влияют дорогое оборудование, гибкие шланги, качественные щетки, зарплаты сотрудникам, аренда офиса и т. д. 

На мое замечание о том, что можно просто расклеить объявления по домам с предложением услуг, а не навязывать совсем не обязательные действия, прозвучал ответ, что так бизнес не делается. А так, как с пенсионером, — делается? 

В то же время пользователь LexaSkorik написал на тематическом форуме:

— Мы звонили в 115, и к нам приходили чистить бесплатно. И проверяли работу вентиляции анемометром. Еще оказалось, что вентилятор, стоявший на кухне, значительно тормозил воздух в вентшахте, поэтому его пришлось снять. 

В обществе защиты потребителей уверяют: привлечь к уголовной ответственности компании, которые работают по схожей схеме, достаточно проблематично. Но при появлении новых видов навязывания покупателям различных товаров и услуг каждый случай разбирается отдельно, информация передается в контролирующие органы для принятия мер реагирования.

Беспросветный визит

Случаи, когда в квартиры попадают «специалисты» различных организаций, участились по всей стране. В Барановичах прокатилась волна по замене пакетников в электрощитках. По словам местных жителей, представители частного предприятия в Северном и Южном микрорайонах убеждают совладельцев поменять приборы. Тех, кто отказывается, обещают оставить без света. При этом в ЖЭСе уверяют — замена пакетников нужна только тогда, когда возникают неполадки. 

Недавно по домам в Гродно ходили люди, которые предлагали приобрести фильтры для очистки воды по «выгодной» цене. Они представлялись сотрудниками компании, действующей по заказу Центра гигиены и эпидемиологии. Коммивояжеры с порога рассказывали о проблемах с водой в городе. Попадая в дома доверчивых граждан, набирали жидкость из-под крана, опускали туда какой-то прибор, и на глазах вода становилась черной, появлялся мутный осадок. Лжекоммунальщики уверяли, что примеси вредны для здоровья, и тут же советовали купить чудо-фильтр за 500 рублей. Предлагали выгодную рассрочку. Многие поддались на уговоры, хотя такие фильтры в интернете продают в три раза дешевле. 

Аферисты также рекомендуют бесплатную диагностику окон и попутно находят какие-то недостатки, которые необходимо немедленно исправить. Предлагают заключить договор на сервисное обслуживание. Пару лет назад в столице задержали таких мошенников. Двое 30-летних мужчин раньше работали в организации по установке окон ПВХ. После увольнения у них остались списки клиентов. Из них умельцы выбирали одиноких и пожилых людей. 

В Витебске мошенники представлялись сотрудниками государственной газоснабжающей организации и пугали квартирантов крупными штрафами за отсутствие газового извещателя. 

На крючке предложений

В интернете много возмущенных сообщений. Пользователь Феликс не скрывает эмоций: «К сожалению, попался сам. Причина проста: измотанный после рабочей недели, а тут стук в дверь, и косноязычный хлопец, желающий подзаработать, предлагал услуги по чистке вентиляции. Я, видя и осознавая, что эта ­«услуга» за 175 р. — очевидный бред, все-таки нашел в себе глупость подписать их смешной договор. Я был уверен, что чистка вентиляции производится специалистами ЖЭСа. Меня возмутило, что, по словам бизнесмена, «сейчас этим ЖЭС не занимается, а занимаемся мы». Порадовала реакция диспетчера 115 — на мое слово «мошенники» она вставила: «не мошенники, а частная организация, выполняющая данные работы».

С обманутыми квартирантами согласна и Жанна Иванова: «На днях поработали и у моей бабушки за 200 руб. Неужели против них ничего нельзя сделать? Они так и дальше будут пенсионеров разводить!»

В целом исследование этих и других компаний показало, что они работают легально. Представители различных контор активно продают свои услуги, но ведь закон не запрещает такой вариант продвижения. И действуют фирмы весьма грамотно. Практически во всех случаях правильно составляют договоры, ставят нужные подписи, выдают квитанции об оплате за услугу и товар. 

А на одном из сайтов представлен красочный видеоролик, где рекомендуют чистить системы вентиляции и кондиционирования раз в полгода. Оставляю заявку, где указываю имя и телефон. Через 2 минуты со мной связывается менеджер…

Много предложений и по установке фильтров воды. Компании заманивают клиентов маркетинговыми уловками: например, в «счастливые часы» с 10:00 по 12:00 и с 17:00 по 18:00 можно получить скидку 10 процентов на картриджи для проточных систем. На другом портале уверяют, что установка фильтров — хлопотное и сложная операция. И тут же выдают «идеальное» решение проблемы — обратиться к профессионалам. Замена картриджей и выезд мастера — 20 рублей, расширенный анализ воды — 50.

Регулировку, ремонт, замену фурнитуры, исправление некачественного монтажа предлагают и многочисленные специалисты по ремонту окон. Инженер Виталий Грицкевич из одной из крупных оконных компаний говорит, что ушлые «оконщики» — их давняя головная боль:

— В основном дельцы работают по следующей схеме: звонят по телефону или в домофон и говорят, что администрация района обязала их устроить проверку, потому что участились случаи выпадения рам. Давят на то, что вы обязаны их впустить, а иначе — штраф. Запугать человека, особенно пожилого, не так уж сложно. Хозяева впускают таких умельцев. Вначале те утверждают, что это все бесплатно, а потом выставляют счет — 100 долларов. Поэтому совет один: выпроваживать непрошеных гостей. И если нужно что-то сделать, ищите самые выгодные предложения, анализируя, что и сколько стоит. 
Сейчас в тренде красивые презентации. Людей на мероприятие зазывают, играя на природном любопытстве: приходите, послушайте, посмотрите. Если что-то понравится — купите. Уязвимые категории людей будут всегда. Другое дело, что многие и сами рады обманываться. Посмотрите на интересную статистику: слово «таро» в этом месяце в интернете искали 3 304 654 человек, погадать онлайн хотели 1 305 467 человек.


МНЕНИЯ

Инна Гаврильчик, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли:

— Если есть вопросы по вентиляции, то проблемы решаются бесплатно, когда проходит обязательная проверка. Либо та же услуга в организации, обязанной выполнять данные работы по законодательству, стоит значительно дешевле. С фильтрами МАРТ уже разбирался. Нам сообщили, что водопроводная вода на территории Беларуси соответствует всем требованиям безопасности, поэтому установка таких приборов — дело добровольное. Замена электроавтоматики, если устройства находятся в исправном состоянии, проводится исключительно по желанию потребителей. Хочется обратиться к пожилым людям, которые часто находятся дома в дневное время. Не спешите заключать договоры с коммерсантами, что бы они вам ни говорили. Лучше позвоните на горячую линию Министерства жилищно-коммунального хозяйства и уточните, направлялись ли такие специалисты и должны ли проводиться такие обязательные работы.

Галина Лагунова, депутат Палаты представителей Национального собрания:

— Сегодня визитеры научились зарабатывать на навязывании товаров и услуг. Страдают от этого в основном пожилые люди. Благодаря работе экспертов из общества защиты потребителей, Министерства антимонопольного регулирования и торговли многим удается отстоять свои права. Однако некоторым не хватает времени и внутренних сил для жалоб, другие не знают, куда обращаться и на что можно рассчитывать. На мой взгляд, бизнес должен быть прозрачным и честным. Конечно, можно рассуждать: на что, мол, жаловаться, если договоры подписаны добровольно. Да, вроде бы все по закону. Но осадок остается. Похоже, мораль и бизнес для некоторых — вещи несовместимые. Мы видим, что такие коммерсанты не всегда работают по честным правилам. Следует более детально и внимательно подходить к регистрации таких компаний, проверке их деятельности. 

Скидка на честность и мораль 


Бизнес-тренер и руководитель бизнес-школы ACTIVE SALES (activesales.by) Виталий Дубовик с 2011 года оказывает услуги по обучению персонала: тренинги, семинары, мастер-классы, консультации по развитию своего дела и увеличению продаж. Как не попасться на маркетинговые уловки и защитить себя от бесполезных трат?

— Порой фирмы навязывают услуги, которые гражданам не нужны. Как противостоять этому?

— Продавцы ищут слабые места, проблемы, которые беспокоят практически каждого. А потом идут к потенциальной целевой аудитории. Работают как классические методы продаж, так и метод СПИН-продаж. Это когда проблемы нет, но с помощью специальных вопросов, направленных на осознание и формирование потребностей, она появляется. Приведу пример. Окно, на которое вы годами не обращали внимания, после беседы со специалистом уже кажется ненадежным и из него дует ветер. По воде вам могут сказать: «В ней спецэлементы, которые не чувствуются на вкус и только приборы определяют эти вредоносные вещества. Через 3 года начнутся проблемы с зубами, внутренними органами и кожей. Давайте возьмем воду на пробу!» И тест покажет, что у вас не все в порядке. И тут же: «Надо установить фильтр». Согласитесь, после таких убеждений отказаться от услуги трудно. 

— Когда мы говорим о подобном бизнесе, то имеются в виду определенные гипнотические навыки у продавцов. На ваш взгляд, этому учат на специальных курсах либо это достигается при помощи кадрового отбора?

— Конечно, о гипнозе речь не идет. Что касается курсов, на них раскрывается потенциал продавца. Но в то же время мы видим на рынке предпринимателей, которые никаких занятий не проходили, а товар продают на ура. А есть и те, у кого вся стена в сертификатах, однако торговля не идет. 

В то же время если сравнивать навыки продавцов с десятилетним опытом без специальных знаний о «ремесле» и продавцов с 2-летним стажем со знаниями в данной сфере, то лучшим будет второй. Например, сейчас я выполняю заказ по подбору продавца часов. После недельного поиска изучено 150 резюме, только 5 претендентов прошли собеседование у троих рекрутеров. Поиски продолжаются. Текучка кадров в некоторых сегментах торговли очень высока. Средний срок «службы» не более года. Причина — внутренние установки и моральные принципы. Обманывать людей могут не многие. А те, кого взяли под красивым лозунгом «деньги не пахнут», быстро понимают, в чем дело, и пытаются уйти как можно скорее. 

— Не так давно мы сталкивались с различными примерами сетевого бизнеса в сфере товаров. Сейчас акцент делается на услуги. Причем однотипные схемы реализовываются сразу в нескольких странах. Кем-то разработана уникальная модель, которая распространяется во многих государствах?

— Сетевые бизнесы встречаются не только на постсоветском пространстве. Эти компании придумали в западных странах. Их только адаптируют к нашим реалиям. Мир стремительно меняется. То, что удивляло 5—10 лет назад, сейчас не цепляет. Модель влияния на человека нам известна еще с античных времен, когда ораторы убеждали огромные аудитории в чем угодно. По сути, можно выделить пять ключевых правил, которые помогают при продажах: поверить в то, что говоришь; подготовить речь, учитывая ценности тех, кто будет ее слушать; отрепетировать выступление перед зеркалом; одеться, как ваша аудитория; эмоционально пообщаться со слушателями, приводя примеры из жизни вашего окружения. 

— Кто наиболее уязвим к данным схемам?

— Дети, беременные, пожилые люди. Обязательно преду­преждайте их о деятельности таких коммерсантов. На тренинге один продавец рассказывал, как его 60-летнего отца приметили прямо на улице и быстро втюхали болгарку. Причем за деньгами проводили до самого дома через весь город. А когда мужчина опомнился, то понял, что цена сильно завышена, гарантии нет, да и не нужна ему эта побрякушка. 

А помните схему: на заправке в авто с иностранными номерами мужчина с акцентом предлагает купить дешевые кастрюли, мол, границу с таким товаром он не пройдет. Эта модель уже не работает. Сейчас в тренде красивые презентации. Людей на мероприятие зазывают, играя на природном любопытстве: приходите, послушайте, посмотрите. Если что-то понравится — купите. Уязвимые категории людей будут всегда. Другое дело, что многие и сами рады обманываться. Посмотрите на интересную статистику: слово «таро» в этом месяце в интернете искали 3 304 654 человека, погадать онлайн хотели 1 305 467 человек. 

— Как вы посоветуете себя вести в таких случаях?

— Надо выработать критический взгляд на все происходящее. Не всегда красочное описание соответствует настоящим характеристикам товара, а предложенная цена — его рыночной стоимости. Поэтому потребителям важно понимать, что нужно критически относиться к информации, которую им предоставляют, и не принимать решение о покупке спонтанно, на эмоциях.

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter