«Отпуск перенесли на неопределенный срок»: жертвами политических интриг ЕС стали обычные граждане, в том числе из стран еврозоны

Попали в жесткий перелет

Современный мир открыл большие возможности и практически не ограничивал передвижения людей — до недавних пор. Но не успела авиация опомниться от сложностей, вызванных пандемией COVID-19, как на смену им пришли политические игры. Вечером 24 мая саммит ЕС принял решение запретить «Белавиа» полеты в Евросоюз, а также призвал отказаться от полетов над территорией Беларуси. В стремлении «насолить» нашей стране за инцидент с посадкой рейса RyanAir забыли о главном — о людях. В итоге страдают сотни иностранцев, прибывших к нам, а также те, кто работает за границей и возвращаются домой и к месту работы окольными путями с переплатами, сорваны многочисленные туристические поездки.

Путешествия на паузе

В связи с наличием запретов на выполнение рейсов со стороны ряда стран авиакомпания «Белавиа» была вынуждена отменить полеты с 27 мая по 30 октября 2021 года в Варшаву и Милан, Амстердам и Рим, Франкфурт, Берлин, Мюнхен, Ганновер, Вену, Брюссель, Барселону и Калининград. Не получится улететь в Вильнюс, Париж, Лондон, Киев, Одессу, Харьков, Львов, Запорожье, Ригу, Стокгольм, Прагу, Хельсинки. С 28 мая по 28 августа отменены рейсы в Таллинн. Кабинет министров Украины в минувшую пятницу установил запрет на использование воздушного пространства страны судами, которые зарегистрированы в реестрах Беларуси. Это значит, что наши самолеты не только не могут садиться в украинских аэропортах, но и пролетать над территорией Украины транзитом. Из-за этого под угрозой оказались многочисленные туристические чартеры.

Пассажиры могут изменить дату вылета или вернуть полную стоимость без штрафов в течение года с момента приобретения для неиспользованных и частично использованных авиабилетов. Однако насколько это успокоит тех, кто не сумел вовремя попасть на свадьбу или похороны, на работу или учебу, у кого сорвался отпуск? Мы пообщались с пассажирами, желающими сдать билеты, и узнали, как теперь они планируют свои дела. 

Оксана Жук не смогла увидеться с родителями, которые живут в Калининграде. Женщина заранее купила билеты в обе стороны и запланировала отпуск еще два месяца назад. Из-за ограничений по COVID-19 попасть наземным транспортом в Калининград нельзя. Только самолетом, и рейс «Белавиа» на этом направлении идеально подходил:

— Почти два года не видела родных. Нужно планировать другие маршруты — из Москвы. 

У Татьяны Никифоровой и ее семьи сгорел отпуск на Кипр. Должны были нежиться на теплом песке уже на этой неделе, но придется выйти на работу. Отпуск перенесен на осень, потому что менять маршрут уже нет времени:

— Лететь через Москву накладно по деньгам и неудобно с маленькими детьми. Благо путевки и бронь не сгорели, летели в гости к друзьям. Разве что визы жалко. Может быть, визовый центр пойдет навстречу и продлит срок их действия. 

Павел Демиденко едва не опоздал на собственную свадьбу из Швеции, где работает. Домой вернулся, но потерял деньги и потрепал нервы. Летел через Москву, дорога обошлась в два раза дороже — заплатил 300 евро. На руках — сгоревший билет. Деньги за него вернут не раньше, чем через месяц. Когда европейские страны принялись поочередно закрывать свое воздушное пространство, Швеция до последнего отмалчивалась. Об отмене рейса из Стокгольма мужчина узнал всего за пару часов до вылета:

— Хорошо, что «Белавиа» уведомила по СМС и на электронную почту отправила письмо, — рассказывает Павел. — Вернусь в Швецию таким же маршрутом, через Москву — снова дополнительные расходы. 

Сейчас «Белавиа» возвращает деньги за билеты на рейсы, расписанные только до конца июня. Как сообщили в пресс-службе авиакомпании, официально произведена отмена рейсов, вылетающих по 30 июня включительно. Поэтому без штрафов, по правилам примененного тарифа, можно произвести возврат или обмен билетов, оформленных только на рейсы, вылетающие до этого срока. Деньги вернутся на карту или наличными пассажиру или спонсору билета. Желательно сохранить чек, но достаточно и просто назвать номер билета и показать документ, удостоверяющий личность. 

— Запрет на вылеты с территории Беларуси в первую очередь поставит под удар обычных туристов, запланировавших и оплативших отдых, — считает Сергей Букас, директор Республиканской ассоциации туристических агентств. — Десятки тысяч белорусов, чьи денежные средства уже перечислены от турагентов туроператорам, от туроператоров партнерам-нерезидентам в качестве оплаты за организацию туров, останутся без отдыха и без денег. Туристы будут вынуждены ожидать возврата денежных средств непредсказуемо долго. Запрет на полеты означает невозможность исполнить обязательства по оказанию туристических услуг по уже заключенным договорам, а также не позволяет пока спрогнозировать дальнейшую ситуацию и оценить хотя бы возможность и целесообразность заключения договоров с туристами на будущее. Ситуация представляется непредсказуемой и, очевидно, будет иметь долгосрочные последствия. Попытки восстановления выездного туризма после коронавируса пресечены.

Люди вынуждены добираться до места назначения окольными путями, с лишними затратами.

Часы на новую жизнь

Но отдых отдыхом, а как быть тем, для кого воздушное путешествие жизненно необходимо?

О том, что в Минске есть донорская почка, Андрею Иванову из города Черкассы сообщили, когда он был на диализе: 

— Сорвался с процедуры, взял тревожный чемоданчик с вещами, который держал всегда наготове, заехал за отцом, и мы помчались на машине в Минск. За рулем менялись. 

В Украине Андрею могли сделать только родственную трансплантацию, но пожилые родители не подходили на эту роль. Украинское государство оплатило пересадку почки пациенту Иванову от посмертного донора в Минске. 

— Донорская почка заработала, — похлопывает слегка себя по животу собеседник. — Идет процесс приживления, требуется много лекарств. Сейчас у меня хорошее состояние, готовят к выписке. Планировал возвращаться самолетом. Теперь украинская сторона выделит реанимобиль. Довезет до Киева. Там еще нужно будет сдать анализы. Решение по запрету перелетов очень непродуманное! Привело все к тому, что пострадали простые люди. Ехать предстоит часов двенадцать. Хорошо, что в скорой. Думаю, будет легче. А так, если долго сидеть, то отекут ноги. 

Борис Андрощук в НПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии на обследовании. Он похудел на пятнадцать килограммов, чувствовал все время слабость. Думал, может, COVID-19, а оказалось, злокачественное образование в печени. Белорусские врачи будут решать вопрос о его постановке в лист ожидания на трансплантацию. В Минск приехал с друзьями на машине. 

— Самолетом, что и говорить, удобнее. Час лета — и здесь. Иначе не каждый успеет. Все зависит от вида операции, от состояния человека. У каждого свои нюансы. 

Заведующий отделением трансплантации Иван Штурич говорит, что способ передвижения не влияет на функцию органа: 

— Противопоказаний ни к какому виду транспорта после пересадки нет. Но для каждого чем меньше в дороге, тем лучше. 

Отсутствие авиасообщения может повлиять на судьбу пациента из отдаленного уголка, когда у него просто не хватит времени на дорогу наземным транспортом. Жизнь донорского органа ограничена несколькими часами. Почки потерпят сутки. 

— Для тех, кто стоит в листе ожидания на операцию по пересадке печени, мы вопрос со временем решили еще раньше. Самых срочных вызываем заранее. Человек 10—12 всегда ждут в Минске донора, чтобы мы не зависели от билетов, рейсов. Время ишемии для почечного трансплантата больше. У них есть сутки, чтобы добраться. И если пациент сообщит, что ему нужно больше времени на дорогу, значит орган уйдет другому человеку. А первый будет ждать другого шанса. Отсутствие авиасообщения создает огромные неудобства.

Белорусские трансплантологи тесно сотрудничают с Министерством здравоохранения Украины, заметил директор центра Олег Руммо. Если даже представить, что предоплату за пациентов отзовут назад, то их места займут граждане из других стран, но пострадают люди. 

У Зиновия Чупрынко из Львова случился обширный инфаркт, встал вопрос о трансплантации сердца. Жена настояла, чтобы операцию провели в Минске. Украина оплатила. В Минск Зиновия привезли друзья полгода назад. Он жил здесь с женой в ожидании донорского сердца полгода. 13 мая ему сделали удачную пересадку. 

Зиновий планирует возвращаться домой с пересадкой на границе: 

— До буферной зоны довезет скорая. А там заберет мой друг. Через посольство договорились. Всю эту ситуацию воспринимаю крайне негативно. Такого не может быть, чтобы людей закрыли. У вас хороший народ, медицина на высшем уровне, врачи, медсестры. 

Инциденты с посадкой самолетов в мире не редкость, но ситуацию с Беларусью искусственно политизировали. Такое мнение высказал политолог Александр Шпаковский:

— Сейчас произошел аналогичный случай в Берлине: действия немецкой полиции схожи с теми, что предприняла белорусская сторона. 

И что в сухом остатке? Тишина в европейских и американских СМИ, молчание политиков, никаких ограничений на полеты. Обычный, рядовой инцидент. В общем, как миллион раз говорено: перед нами — пресловутые двойные стандарты в чистом виде.

nevmer@sb.by

kosiykova@sb.by

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter