Модернизация льнозавода в Кормянском районе пока приносит убытки

Попали в переделку

Модернизация льнозавода в Кормянском районе пока приносит убытки

Льняной комплекс — одна из отраслей в стране, куда модернизация пришла совсем недавно, хотя просилась давно. В минувшем году долгожданное техническое перевооружение затронуло и предприятия льнопереработки. Вот только не везде колоссальные финансовые вложения обещают вернуть сторицей. Кормянскому льнозаводу ОАО «Гомельлен», например, модернизация пока приносит одни убытки.


На этом заводе доводилось бывать задолго до глобальной перестройки. Признаюсь, впечатление оставалось тягостное. Сумрачные цехи, едва ли не ручная переборка льнотресты, изношенное оборудование... Так что рекордный урожай льна на заводе становился не поводом для оптимизма, а настоящей головной болью. В общем, даже настоящее, не говоря уже о перспективах, здесь выглядело весьма туманным. Выход был один — грамотная модернизация. Комплексный бизнес–план развития льняной отрасли в 2013 — 2015 годах, утвержденный постановлением Правительства, включил зеленый свет и для Кормянского льнозавода. Цена перемен к лучшему — около 150 миллиардов рублей.


Нынешний сезон нового урожая это предприятие должно было встречать во всеоружии: современной технологической линией, которая позволяет принять и переработать солидные объемы сырья, получив на выходе качественное льноволокно. Первую очередь модернизации пусть и с опозданием, но все–таки завершили, о чем охотно рассказывают на заводе:


— 1 января была сдана в эксплуатацию технологическая линия по переработке льнотресты стоимостью более 55 миллиардов рублей. Также выполнена реконструкция главного производственного корпуса с пристройкой, канализационной насосной станции, навесов для хранения льнотресты, пожарной насосной станции, сетей водоснабжения...


— То есть уже работаете на полную мощность?


— К сожалению, пока нет. Осенью прошлого года пожарный надзор закрыл старую котельную, новая же не введена в строй, а без тепла проводить сушку тресты нельзя. Поэтому линия переработки задействована не полностью.


Не полностью — мягко сказано. По данным Комитета государственного контроля Гомельской области, при проектной мощности линии 2 тонны льнотресты в час ныне объем переработки здесь не превышает 1,3 тонны, или 65 процентов от ее возможностей. Остатки сырья на заводе достигают около 4 тысяч тонн, в том числе из урожая трехлетней давности!


Как же получилось, что производство и котельная, без которой технологический процесс невозможен, разошлись в сроках, — тема для особого разговора. И в ней детально разбирался областной Комитет госконтроля. Оказывается, так было предусмотрено планом модернизации. Первая очередь — производственные объекты, вторая — строительство новой котельной. Проектировщиком и подрядчиком последней выступило одно из специализированных конструкторских бюро Бреста. Однако сначала эта организация не выдержала сроки сдачи объекта, которые переносились не однажды. А закончив строительство, столкнулась с очередной трудностью — запуском котельной в дело. В нюансы нестыковок посвящает начальник управления КГК Гомельской области Александр Лысенков:


— Подрядчику не удается завершить пусконаладку оборудования из–за неработоспособности шнека, по которому льняная костра должна поступать со склада в котельную. Специалисты Брестского конструкторского бюро переделывают его в третий раз, но пока безрезультатно...


Примечательно, что проект прошел экспертизу и получил все нужные согласования. Но это не застраховало его от провала, едва дело коснулось практики. Пока брестские специалисты бьются над разгадкой собственной загадки, а заказчик — местное управление капитального строительства — грозит им судом, Кормянский льнозавод терпит немалые убытки. Только с начала этого года они превысили 5 миллиардов рублей.


Советская Белоруссия №93 (24476). Среда, 21 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter