Гадание на кофейной гуще: Всемирный банк и МВФ строят прогнозы, которые по вероятности исполнения приближаются к гороскопам в субботних таблоидах

Попали пальцем в небо

Все говорят о новой реальности, бескомпромиссной трансформации постковидной экономики. А международные организации продолжают по инерции производить отчеты и прогнозы по развитию как мировой экономики, так и отдельных стран. Но какова ценность таких предположений? Они и раньше, в более спокойные времена, несколько раз в год корректировались. А сейчас прогноз вообще с фактом не слишком согласуется. По понятным причинам. Тот же Международный валютный фонд в заглавии своего октябрьского отчета признается: «Восстановление мировой экономики продолжается, но темпы замедлились, а неопределенность возросла». Другими словами, констатирует два состоявшихся факта и полную неизвестность в будущем. Через эту призму стоит относиться и к прогнозам. Тех же МВФ, Всемирного банка. Ведь по вероятности исполнения они приближаются к гороскопам в субботних таблоидах.

В допандемийном мире их прогнозы являлись самосбывающимися: их все брали за основу — от стран до мелких фирм, и они действительно становились реальностью с приемлемой погрешностью. Но в новой реальности если не все, то многие начинают больше жить своим умом, а не надеяться на безупречность импортной аналитики.
Коллаж Ивана Гайдука

Поэтому не стоит даже переживать по поводу, например, понижения прогнозов по росту ВВП Беларуси и Всемирным банком, и МВФ. Валютный фонд снизил динамику нашего ВВП в 2022 году с 0,8 до 0,5 процента. Всемирный банк вообще предрек нам в следующем году минус 2,8 процента, хотя еще весной прогнозировал рост 1,9 процента. Но самое интересное, что весной Всемирный банк предрекал отрицательную динамику (минус 2,2 процента) и в 2021 году. Но в октябре «поправился» и уже заявляет, что Беларусь вырастет на 1,2 процента. МВФ тоже внес поправки. В апреле фонд считал, что страна упадет на 0,4 процента, а в октябре утверждает — вырастем на 2,1 процента. Здорово оценки гуляют. Прямо и прогнозом не назовешь. Скорее — гаданием. 

Конечно, в случае с Беларусью ссылаются на сложную внешнеполитическую конъюнктуру и непредсказуемость санкционного давления. Да, во внешней политике нынче сплошные риски и непредсказуемости. Впрочем, в том-то и ценность аналитиков — уметь предвидеть то, что не дано увидеть простому смертному. Кстати, прогнозы у международных организаций корректируются не только по Беларуси или, скажем, России. По всем регионам и по мировой экономике в целом. Впрочем, МВФ не особенно стесняется кратных расхождений своих предположений и фактов. Ярко эти несоответствия видны, если построить графики прогнозов и состоявшейся реальности. Скажем, в январе 2020 года фонд предсказывал всему миру и его отдельным частям поступательную динамику роста по линейному графику. А что получилось? V-образное падение геоэкономики. А с неприятными историями этого года V на графике может превратиться в W. Конечно, можно сослаться: кто же знал, что пандемия так по планете пройдется. Но напомним: в январе 2021-го Китай уже закрыл Ухань на карантин. Даже если бы вирус не проник в Европу, локализовавшись в Юго-Восточной Азии, остановка предприятий в этом регионе и приостановка поставок комплектующих надежно остановили бы множество индустриальных предприятий в ЕС. Да и по всему миру. 

Но международные эксперты не хотят замечать очевидности и тыкают пальцем в небо. Их промахи в прогнозах объясняются в резюме. Ведь как они толкуют свои цифры. Мол, весь мир «навалится» на пандемию, дружно и бескорыстно… Богатые страны поделятся с бедными вакцинами. Возможно, и деньгами на поддержку здравоохранения… На всех континентах бросятся бороться с карбоновым следом, вкладывая в это направление десятки и сотни миллиардов долларов… И эти новые технологии вдохнут жизнь в замирающую экономику… Производство будет восстанавливаться, балансируя предложение со спросом, быстрая динамика которого раскручивала инфляцию… И это маститые экономисты (званий и регалий у каждого на целый абзац) пишут в октябре этого года! Когда даже школьнику понятно: никакого единства в мире нет. Дай бог, чтобы стрельба не началась. Приятно не замечать разгул санкций, но очевидно, что международное сотрудничество замораживается по всем статьям. Более того, противостояние только обостряется: ЕС, США и ­НАТО — с Россией, США — с Китаем… Список противоречий почти бесконечный. С энергопереходом тоже много неясностей. Энергетический кризис в ЕС (может перекинуться и на другие континенты) тому ярчайший пример. Что-то мне подсказывает, что ЕС будет думать не о развитии возобновляемых источников, а о насущной проблеме — как обогреть население и не остановить предприятия. Премьер Польши Матеуш Моравецкий уже истерит, предрекая Европе из-за дорогого газа жестокую рецессию, массовые банкротства и десятки миллионов безработных (другими словами — голодающих). Конечно, столь пламенная речь польского политика — неудержимое желание плюнуть в сторону России. В Варшаве во всем винят «Газпром». Но в чем-то его оценка ближе к реалиям, чем выкладки МВФ. Будет ли в Европе рост? Сложно сказать. При цене газа в 1—1,2 тысячи долларов (а то и выше) за тысячу кубометров о каких-то положительных процессах сложно говорить. Не стоит забывать, что европейские политики и международные предсказатели проели плешь всему миру о новой эре в энергетике, предрекали крах сырьевым странам, в результате чего в последние годы оказались недофинансированы добывающие компании. А нефть и газ резко и неожиданно из-под земли не достанешь, чтобы удовлетворить возросший спрос (кстати, что он возникнет, сложно было не предполагать — дефицит в 20—25 миллиардов кубов газа в европейских хранилищах образовался еще в прошлую холодную зиму и жаркое лето). Нужны и деньги — миллиарды и миллиарды долларов, и гарантия сбыта, и время наконец. Поэтому энергия в ближайшей перспективе дешевой не станет. Конечно, котировки углеводородов будут снижаться — нынче они слишком спекулятивные. Но о цене 300 долларов за тысячу кубов газа или ниже, как это было в начале биржевого ралли, мечтать не приходится. Но МВФ при таком раскладе повышает прогноз для ЕС: и в этом году, и в следующем. 

Впрочем, по-другому международные аналитики мыслить не могут. Они годами вырабатывали алгоритмы и формулы прогнозов. Поэтому очень не хочется замечать новую реальность (хотя поговорить о ней и можно). Ведь придется перестраивать всю свою модель анализа. А это сложно и хлопотно. Особенно от привычной работы, когда в нужную формулу оставалось только подставить данные и получить ответ. В который верит весь мир. Или делает вид, что верит. А даже если не верит, то вынужден подчиняться и писать свои бизнес-планы исходя из их выкладок. Иначе инвесторы не поверят, фонды отвернутся, ценные бумаги листинг на бирже не пройдут, а международные организации не выделят кредитов… Западный мир монополизировал по большому счету право на прогноз. Другой вопрос, в допандемийном мире их прогнозы являлись самосбывающимися: их все брали за основу — от стран до мелких фирм, и они действительно становились реальностью с приемлемой погрешностью. Но в новой реальности если не все, то многие начинают больше жить своим умом, а не надеяться на безупречность импортной аналитики. Пускай и подписанной громкими именами и публикуемой международными организациями. Смогут ли перестроиться монополисты-аналитики? Конкурировать качеством прогноза, а не раздутым самомнением в своей предсказательной непогрешимости? Видимо, монополия Запада на аналитику тоже уходит в прошлое. Что является не самым уж и плохим качеством новой реальности. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter