Дела сердечные: в этом году наши специалисты начнут работу над биологическим кардиоклапаном

Попал в самое сердце

В моих руках — спасение. Оно сделано из титана и пиролитического углерода. Пятиграммовое. Это искусственный клапан сердца. Такое приспособление помогает биться в груди «мотору», двигаться крови, если человеческий клапан — родной — дал сбой. Корреспондент «Рэспублiкi» увидела, как в Минске делают механических помощников для детских и взрослых сердец, и узнала, какой необычный, прогрессивный клапан здесь хотят выпускать.

Инженер Сергей КОМЕЛЬ на стенде оценки физиологических параметров клапана сердца проводит испытания клапанов

Нет  предела совершенству

Что, казалось бы, общего может быть у ОАО «Завод «Электронмаш», входящего в холдинг  «Планар», с медициной? Со стороны и не скажешь, что в Заводском районе, где предприятия соседствуют друг с другом, решаются вопросы кардиохирургии. Тут кипит совместная работа технарей и медиков.


Прежде чем впустить меня в святая святых производства имплантатов и протезов-корректоров для сердец, директор ОАО «Завод «Электронмаш» Олег Горецкий рассказывает, с чего вдруг здесь решили заниматься не только разработкой и производством оборудования для микроэлектроники, но и «делами сердечными». Более того, здесь добились таких результатов, что на предприятии образовалось производство, соответствующее мировым стандартам.
Олег ГОРЕЦКИЙ

— В конце прошлого года к нам приезжали специалисты из-за рубежа проводить аудит, — гендиректор показывает на доску, где находится международный сертификат, подтверждающий: здесь могут разрабатывать изделия медицинского назначения. — Требования были очень серьезными. И мы им соответствовали. Этот сертификат позволяет выходить предприятию на экспорт, что скоро и начнем делать.

Прошу показать, как же все-таки изготавливают клапаны. Пока идем к цехам, Олег Горецкий вспоминает, как 30 лет назад специалисты РНПЦ «Кардиология» и ОАО «Завод «Электронмаш» стали партнерами. Первые давали задачу — нужен клапан, который позволит людям с болезнями сердца поддерживать свое здоровье. Конструкторы завода принялись за работу. Сначала был шариковый клапан. Представьте себе круглый корпус диаметром, предположим, 27 миллиметров, три дуги, соединенные в верхней точке, а внутри — шарик, который двигается. Он впускал и выпускал кровь, заменяя аортальный или митральный клапан.  Сделали одностворчатый. Спустя время оказалось, что и этого недостаточно для идеальной работы организма. И, наконец, появился двустворчатый.

— В процессе создания клапанов мы и главные постановщики задач — лучшие кардиохирурги страны — понимали, что надо сделать иначе, чтобы добиться практически идеальной замены человеческому клапану, — подводит к заветным дверям Олег Владимирович.


Колечко, колечко, кольцо

Мы на производстве. Представьте, здесь сделали более 10 тысяч клапанов. Каждый имплантат проходит через руки минимум десяти различных специалистов. 

— Люди, работающие здесь, настоящие ювелиры, — директор знакомит с оптиком-полировщиком Людмилой Улитиной, которая отвечает за создание створок для клапанов. 

Мне показывают взрослые и детские створки. Для малышей они очень крохотные — всего каких-то 0,6 миллиметра в толщину, для взрослых — 0,8.

Работа над клапанами — филигранная. Около десяти стран мира обладают технологиями создания и производства искусственных клапанов сердца

— Эти створки — часть запирающего механизма. Сделаны они из пиролитического углерода. Это искусственный материал, — объясняет Людмила Улитина, не отрывая глаз от станка, где полируются створки. — Сначала это просто круг — заготовка, но затем электроискровой станок разрезает его на две части и придает профиль.

Створки сильно полируются: будь они побольше, в них можно было бы глядеться. Такая отточенность, отполированность необходима для того, чтобы минимизировать риски тромбообразования в клапане. А куда потом идут эти створки? Чтобы узнать, направляемся в слесарный цех.


Ощущение, что попала в кабинет к стоматологу. В руках у нескольких слесарей механосборочных работ жужжат бормашины. Взгляд устремлен в микроскоп. Слесарь Владимир Ильин ненадолго отрывается, чтобы объяснить, что делает:

— Это титановый корпус клапана. Выглядит как колечко. Каждый такой корпус нужно отполировать, чтобы убрать все шероховатости. Где-то пять часов мы тратим только на один клапан. Вот сейчас я работаю над детским.

Идем туда, где испытывают клапаны на прочность, обратный переток и другие характеристики.

В цехе, в котором трудится инженер Сергей Комель, работают два «сердца», а точнее — стенды оценки физиологических параметров клапана сердца, которые имитируют работу наших «моторов». На одном и другом стендах проводят испытания клапанов. Все данные отображаются на мониторе компьютера. Сергей Комель проверяет, нет ли каких-либо недостатков у изделия, и уже после контрольного просмотра заносит параметры в паспорт имплантата, который позже будет изучать кардиохирург.

Служить такой имплантат будет 10 лет.
Белые манжеты

— К изделию необходимо также прикрепить бирку с пометкой, например, что это клапан 29-го размера, сделан в 2017 году, и «манжеты» — это материал, в который прорастает биологическая ткань, — Олег Горецкий приводит в цех, где профессиональные швеи кропотливо работают с иголками и нитками над клапанами. Тут, кстати, трудятся и над протезами-корректорами. Это титановые кольца с силиконовыми трубками, которые также обшиваются тканью. Такие изделия необходимы для поддержки створок человеческого клапана, который не нужно заменять.

Олег Владимирович проводит к цеху, где проходит последняя стадия работы над искусственным механическим клапаном. Правда, зайти внутрь мы не сможем. Лишь в окошко можно глянуть, как в чистой зоне, где все максимально стерильно, клапаны, прошедшие предстерилизационную обработку, будут упакованы в коробки и отправлены на окончательную стерилизацию. Их после завезут в больницы, где они и будут использоваться в операциях на сердце.

— Купить просто так клапаны нельзя. Они изготавливаются на заказ, — резюмирует Олег Горецкий. —  У нас, к слову, работают сотрудники, в сердцах которых есть клапаны, произведенные здесь. 

Уже сейчас на заводе начали заниматься биологическим клапаном. Известно, что биологический протез будет сделан из бычьего перикарда. Откуда возьмут? От бычков, выращенных в идеальных условиях. Такой имплантат в разы лучше искусственного, ведь фактически считается естественным для человека.

alinakasel@gmail.com

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter