Многие педагоги прошлого и наши современники, занимавшиеся проблемами поощрения и наказания в воспитании детей, любили повторять слова К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными». Такая точка зрения была во многом прогрессивной для своего времени. Автор отдавал себе отчет в том, что спор этот в конечном счете решит время. Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы их использование было как минимум элементарно грамотным в педагогическом отношении.
Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», – подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.
Современная гуманистическая педагогика предусматривает поощрения ребенка, к примеру, следующим образом.
• Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
• Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
• Словесно выражайте одобрение даже самому маленькому успеху ребенка, его поведению.
• Используйте чаще выражения «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
• Дарите ребенку подарки, но при этом учите его их принимать (обязательно поблагодарить).
• Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, именины, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д.
• Учите ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
• Для поощрения ребенка используйте как подарки материального плана, так и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи…
• Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
• Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
• Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
• Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
Учите ребенка понимать и ценить поощрения родителей.
Внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение родителей могут сделать для ребенка больше, чем самый дорогой подарок. А раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь.
ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»)