Развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности — стратегическая задача. Вектор либерализации белорусской экономики, заданный Главой государства, диктует логику принимаемых решений. Уже реализованы меры законодательного характера, направленные на декриминализацию целого ряда экономических преступлений, внесены существенные изменения в административный кодекс, призванные обеспечить соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда, трансформируется правоприменительная практика, исходя из презумпции добросовестности субъектов хозяйствования. В этой связи абсолютно логичной была отмена Указа № 488 Президента «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» как одного из этапов реализации задачи придания налоговому законодательству характера, стимулирующего добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу.
Вместе с тем очевидно: проблема уклонения от уплаты налогов не решается исключительно одними призывами и социальной рекламой честно исполнять свои обязанности перед государством. Президент на недавнем совещании по вопросам качества работы правоохранительных органов обратил внимание, что правоохранители в первую очередь обязаны обеспечить презумпцию невиновности и в то же время должен работать принцип неотвратимости наказания.
Именно поэтому отдельные положения Указа № 488 были перенесены в пункт 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, что вызвало активное обсуждение вопросов формирования практики указанной выше правовой нормы, поскольку в настоящее время в стране на законодательном уровне не закреплено понятие добросовестности налогоплательщика. Да и в СМИ эта тема все еще продолжает муссироваться. Ответить на все волнующие вопросы и определить пути их решения — именно такая цель «круглого стола» «Отдельные вопросы применения законодательства при проверке законности действий контролирующих органов». Мероприятие прошло на площадке Верховного Суда.
Единство подходов

Если ранее субъект хозяйствования мог понести ответственность за сам факт работы со лжепредпринимательской структурой, то сейчас применение мер воздействия должно быть основано на доказывании контролирующими органами факта отсутствия реальности осуществления хозяйственной операции в целях уклонения от уплаты налогов или занижения налоговой базы. Нормы Налогового кодекса направлены на решение проблем, связанных с незаконной минимизацией сумм налоговых обязательств. Работа в этом направлении строго базируется на исполнении конституционных обязанностей по уплате налогов. Субъекты, добросовестно исполняющие налоговые обязательства, должны быть абсолютно уверены в неприменении к ним мер воздействия, что обеспечит принцип справедливости. Мероприятие является отличной площадкой, чтобы обсудить практику применения изданных документов и при выявлении проблемных вопросов сразу же определить пути их решения.

При этом в основу принимаемых нами решений надо положить не только закон — в нем не пропишешь все, что происходит в жизни, — но и справедливость.


Люди часто обижаются и говорят, что в целом контролирующие органы не выполняют поручение Президента — думать о конечном результате. И сегодня, если какой-то субъект хозяйствования не вовремя уплатил налоги, то не спешит руководитель куда-либо убежать или скрыться. Потому что у него тут семья, предостаточно имущества. И первое, что он делает, — говорит: предоставьте мне претензию, акт о сумме, которую мне надо заплатить, и буду думать, как эти налоги погасить. Вместе с тем еще имеют место случаи, когда по статье 243 части 2 руководителя компании арестовывают и говорят: подожди полгодика-годик, мы посчитаем, сколько ты должен, и тогда заплатишь. Обиднее всего, что бывают такие случаи, когда субъект хозяйствования предварительно направляет письма в профильные министерства, получил ответ, как надо действовать, действовал в соответствии с этим предписанием, а потом инспектор посчитал по-другому и в результате возбудил уголовное дело. Я считаю, что даже если единичные случаи имеют место, то они недопустимы. Потому что именно на этих случаях и строится авторитет контролирующих и государственных органов. Их надо исключить полностью.
Также граждане обижаются, что та либерализация, которая сегодня есть, — к великому сожалению, в угоду мошенникам. И эти мошенники идут впереди добросовестных субъектов хозяйствования. Потому что они изначально пытаются обмануть. Больше всего обращают внимание на каких-то поручителей, кто поручился за субъект хозяйствования, не подозревая, что этот субъект уже изначально, когда берет кредит, не собирается его возвращать и думает, как все свалить на плечи поручителя. Такие случаи тоже есть. И опять же когда люди обращаются в правоохранительные органы, в том числе и в ДФР, показывают и рассказывают, что здесь же преступная схема, и она очень сложная, то чаще всего получают ответ следующего содержания: «Это гражданско-правовые отношения, идите в суд».
Есть вопросы
Ю. Кобец: При подготовке «круглого стола» мы аккумулировали все вопросы, озвученные в СМИ по этой теме. Разбили их на три блока. Вопросы МНС, КГК и судам. И начнем с Министерства по налогам и сборам как во многом регулятора этих отношений.
В заключении и информации, направляемой согласно Инструкции КГК № 3, указываются лишь обстоятельства совершения правонарушения. В отличие от Указа № 488 ни Инструкция КГК № 3, ни статья 33 кодекса не указывают, как именно корректировать налоговую базу, то есть не содержат методику расчета налога, по которой плательщик самостоятельно должен рассчитать налог, какие именно налоги и в каких суммах необходимо доплачивать. Каким образом субъекту хозяйствования определить, какую сумму налогов необходимо уплатить? Означает ли это, что подходы к проведению корректировок будут вырабатываться лишь практикой применения, в том числе судебной?

Ю. Кобец: По мнению представителей бизнес-союзов, спорных трактовок части 4 статьи 33 кодекса может появиться масса. Например, в случае «дробления» бизнеса на несколько юрлиц, фактически управляемых одними и теми же людьми, или перевода части дочерних структур на УСН. То же касается совершения сделок по ценам ниже рыночных с целью, скажем, удержать важного клиента или оперативно получить живые деньги, продав неиспользованное имущество либо выдав контрагенту ссуду под процент ниже, чем в среднем по рынку, и так далее. В этом случае действия субъекта хозяйствования контролирующими органами будут расцениваться как занижение налогооблагаемой базы? И на чем все-таки будет строиться доказательная база?
С. Наливайко: В основу всего положен сбор доказательств подтверждения. Если основной целью является создание нескольких субъектов хозяйствования, прикрывающих деятельность одного субъекта, не отвечающего условиям для применения специального режима налогообложения, с целью использования преимуществ, предусмотренных таким режимом, в данном случае налоговые обязательства подлежат корректировке исходя из фактических обстоятельств совершения хозяйственных операций и собранной доказательной базы. Никто не запрещает проводить сделки по ценам ниже рыночных. Важно понимать, что сделки, в которых отсутствует здравый смысл и логика, будут тщательно анализироваться. К примеру, субъект хозяйствования в декабре выплачивает вознаграждение бухгалтеру за оказание бухгалтерских услуг, который у него же в штате находится. И услуги в 84 раза превышают его месячный заработок.
Опасаться действий налоговых органов не стоит. Каждая такая операция будет анализироваться, в том числе с участием плательщика. Конечно, если разово субъект кому-то продал — своему стабильному партнеру, либо на рынке конъюнктура так сложилась — в минус, для того чтобы «оборотку» получить, и логично собственник это поясняет, то я не думаю, что такое ляжет в качестве налоговой претензии. Но если создается фирма, которая через две недели после проведения операции ликвидируется, то мы вправе засомневаться и начать собирать доказательства, подтверждающие, что эта сделка как раз таки направлена на то, чтобы минимизировать налоговые платежи.
Ю. Кобец: Бизнес беспокоит, как теперь добросовестные субъекты смогут проверить благона-дежность контрагента, если реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, применявшийся в рамках 488-го указа, отменен? Как и кем будут доказываться факты работы со лжепредпринимательскими структурами в отсутствие реестра?
С. Наливайко: Реестр убрали по просьбе субъектов хозяйствования, в том числе бизнес-союзов. Бизнесу — а ведь это в первую очередь люди, — как и в жизни, необходимо проявлять принципы должной осмотрительности. В настоящее время для проверки благонадежности деловой репутации своих контрагентов можно воспользоваться платной услугой Национального центра электронных услуг посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы. Ее стоимость составляет всего 42 копейки за информацию в отношении каждого проверяемого контрагента. Там есть определенная информация, но это не панацея.
Мы рассматриваем такую идею, чтобы какие-то вещи обнародовать, которые составляют налоговую тайну. Например, численность работающих субъекта хозяйствования, перечень уплачиваемых налогов. Чтобы это были дополнительные возможности для контрагента проанализировать все и взвесить. К примеру, если компания что-то осуществляет и у нее, условно, два наемных работника, то, наверное, есть повод засомневаться, смогут они выполнить серьезный контракт или нет. Все зависит от рода деятельности. Но опять же надо это очень тесно и взвешенно отработать, и в первую очередь с бизнес-союзами.
Ю. Кобец: По какому основанию будет производиться корректировка налоговой базы, в случае если указанный в первичном учетном документе контрагент не мог участвовать в конкретной хозяйственной операции по причине неосуществления им реальной хозяйственной деятельности, но в то же время реальное получение товара (выполнение работы, оказание услуги) имело место?
С. Наливайко: Будем исходить из фактических сведений и обстоятельств, отраженных в учете хозяйственной операции. Если в результате контрольных мероприятий будут подтверждены фактически понесенные расходы и совершение хозяйственной операции, то налоговым органом не будут корректироваться налоговые обязательства, налоги, уплаченные в бюджет.
В. Мицкевич: Я вспоминаю пример с холодильником. Вопрос дошел даже до уровня обсуждения в Правительстве. Когда в одном торговом центре был приобретен холодильник и покупателем оказалась лжепредпринимательская структура. И, собственно, торговый центр пытался доказать, что холодильник они продали. Почему вспомнил этот пример? Да вроде все правильно написано, вроде все мы умные и грамотные и правильно применяем. Но такие анекдотичные ситуации, к сожалению, периодически возникают. И поэтому одна из целей мероприятия — обсудить разные варианты и уже на стадии формирования практики применения все-таки не допускать где-то даже на уровне отдаленного района подобных случаев.
Ю. Кобец: Поступили также вопросы по инструкции о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации, утвержденной постановлением Комитета государственного контроля от 9 июля 2019 года № 3.

Ю. Кобец: Возможно ли обжалование заключения ДФР КГК или информации в судебном порядке?

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В начале октября на площадке Верховного Суда пройдет заседание Совета по развитию предпринимательства, посвященное данной теме. Более того, обобщив и проанализировав судебную практику, в декабре к теме рассмотрения судами экономических и гражданских дел, связанных с применением налогового законодательства, обратится пленум Верховного Суда. Такой комплексный подход, по мнению специалистов, обеспечит единообразное применение норм налогового законодательства всеми правоприменителями при безусловном соблюдении принципа презумпции добросовестности субъектов хозяйствования.
sichevich@sb.by