Изменения в Конституцию направлены на укрепление народовластия

Понять разумом и принять сердцем

Когда люди голосовали за Конституцию 1996 года, это был вопрос политической поддержки власти. По сути, избиратели тогда еще раз проголосовали за Президента, утвердив не просто ныне действующую Конституцию, но и отказавшись от всех вариантов и поправок, которые предлагал Верховный Совет. И не потому, что там были плохие предложения, а потому, что принятие Конституции было вопросом доверия к Главе государства. О том, чем отличались конституционные референдумы прошлых лет и какова политическая цель новых изменений Основного Закона, рассуждает депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич.

Форма прямой демократии

Сегодня вопрос стоит иначе. Как заявлял Президент, предлагается не редакция Конституции «под Лукашенко», это новая модель властных отношений, которая должна удержать страну от пропасти, если одна из ветвей власти вдруг начнет действовать в ущерб национальным интересам. Вокруг этой мысли строится расширение полномочий ряда органов и введение в систему властных отношений нового субъекта — Всебелорусского народного собрания, которому, согласно проекту изменений Основного Закона, планируется придать конституционный статус. 

Чтобы понять логику этих поправок, надо вспомнить конституционный кризис, который был в нашей новейшей истории.

В частности, первое ВНС было созвано в противовес Верховному Совету, который злоупотреблял функцией общественного представительства. Во-первых, группа депутатов специально пыталась парализовать деятельность органа и срывала принятие законов. Во-вторых, Верховному Совету подыгрывал Конституционный Суд, который отменял все решения исполнительной власти и занимал выраженную политическую позицию. В-третьих, самое главное, выборы Верховного Совета едва состоялись из-за низкой явки по округам, а в Парламенте даже не был собран кворум. Фактически законодательной власти высказали прямое недоверие народа, и потребовался новый ­инструмент представительства.

В 1996 году именно в таких условиях созывается первое Всебелорусское народное собрание, причем оно собрало 5 тысяч человек и формировалось в первую очередь от трудовых коллективов. Это сделали, чтобы показать массовый, убедительный противовес оппозиционным группам, крайне оторванным от простых граждан и их запросов. Кроме того, прямо в ходе обсуждений на ВНС делегатами корректировался текст будущей редакции Конституции 1996-го. Например, поднимался вопрос, как именно закрепить одинаковый государственный статус русского и белорусского языков. То есть происходила шлифовка документа. Само решение было ранее принято на референдуме, но требовалось его точное юридическое оформление, для чего Президент советовался с обществом и своими сторонниками.

В последующие годы Собрание решало не столь глобальные, но от этого не менее важные вопросы социально-экономического развития страны и работало в составе 2,5 тысячи делегатов. В новой редакции Конституции предлагается сокращение численности делегатов ВНС до 1,2 тысячи.

Такое сокращение можно объяснить некоей организационной необходимостью или улучшением управляемости. 
Но и в 1996 году, и после 2020-го речь шла далеко не о формализации этого органа, а о том, чтобы показать реальное народное вече в момент политического кризиса, то есть срез активного президентского электората и особую белорусскую форму прямой демократии. А не пытаться создать «запасной», «дублирующий» парламент для удержания власти, в чем население пытаются убедить прозападные аналитики и каналы.

Осознанный выбор

Участвуя почти в 80 диалоговых площадках разных уровней, могу сказать, что наших граждан волнуют не столько вопросы разделения властей, сколько зарплата, ситуация на предприятиях, сохранение социальных гарантий, бесплатное лечение, борьба с пандемией. 

Безусловно, люди доверяют власти и проголосуют за новый вариант Конституции, если мы их об этом попросим. Вместе с тем я наблюдаю, что обычному человеку бывает сложно даже прочитать весь текст новой Конституции, не говоря уже о том, чтобы сопоставить формулировки новых поправок и старые варианты статей, а потом еще и сделать выводы об их применении в будущем.

Во-первых, для этого необходимо юридическое образование, во-вторых, конкретика. К примеру, в работе аппарата Палаты представителей существует практика, когда к любому закону составляется сопровождающая записка, кратко характеризующая изменения в каждой статье закона и цель ее принятия. 

Уверен, такие соображения есть и к изменениям в Конституцию. И людям очень важно объяснить, чем вызвана необходимость тех или иных новаций. Выслушав, прочитав такое пояснение, заинтересованный человек сможет выразить свое отношение к статьям, в которые вносятся корректировки, а ведь их около 80!

Это также необходимо потому, что те корректировки Конституции в 1996 году и позже имели в своей основе решения референдумов, которые формулировались в качестве очень простых вопросов, максимально понятных людям, например, о статусе русского языка, о смертной казни, о количестве президентских сроков. Придя на избирательный участок, даже абсолютно неподготовленный человек мог сделать выбор. 

Сегодня речь ведь тоже идет о том, чтобы заложить определенный фундамент на продолжительное время развития страны. 
И если мы хотим сохранить народное единство, жить в мирной, безопасной стране и строить свое будущее по своему усмотрению, то каждый из нас обязательно должен принять участие в предстоящем референдуме и сделать свой выбор.  
Сергей ­КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей, член Компартии Беларуси.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter