Понты не последнее дело?

«Нормальные бизнесмены устали от понтов»

В каждой стране у богатых людей свои традиции самовыражения. Американец предпочтет выглядеть поярче, а француза можно и не заметить за его скромностью. Даже российские бизнесмены в последнее время все меньше понтуют… Своя бизнес-культура формируется и в Беларуси, и она все больше приближается не только к западным стандартам, но и к традициям русского купечества начала прошлого века, когда главным достоинством делового человека было его честное слово. «Нормальные бизнесмены устали от понтов, — считает директор консалтинговой группы «Здесь и сейчас» Александр Паньков. — Сегодня на первый план выходят репутация, исполнение своих обязательств, успешность компании, при этом не слишком важно, в каком офисе ты сидишь и на каком авто ездишь».

Впрочем, и понты сегодня стали другими. «Дорогой иномаркой уже никого не удивишь, их становится все больше, но это удобная и необходимая вещь, а вовсе не способ пустить пыль в глаза», — считает генеральный директор компании «B&B Insurance» Борис Медник. По его мнению, понты — это когда мужчина носит золотой перстень с огромным драгоценным  камнем, а такие атрибуты, как соответствующие имиджу костюм, обувь, часы и ручка, на деловых переговорах просто необходимы. В любом случае, если посмотреть на значение слова «понты», то, как правило, оно подразумевает приобретение какой-либо бесполезной вещи для демонстрации собственной значимости и состоятельности, в общем, такое показное потребление. Психологи поясняют: на этапе первоначального накопления капитала у человека может возникнуть желание выпятить его на обозрение, продемонстрировать свою состоятельность, особенно если хочется скрыть недостаток образования или воспитания. Да и наше советское прошлое здесь сказывается: как только появилась возможность, все просто ринулись выделяться из толпы… Не обошлось и без перекосов.

Как выглядит сегодня нормальный белорусский бизнесмен? «Во многом это зависит, в какой отрасли он работает, — считает Александр Паньков. — Но самое главное, на мой взгляд, это жизнерадостность. На лице руководителя должно быть написано, что у компании есть будущее». Как вести себя — это личное дело каждого, уверен Борис Медник: «Если кому-то нравится понтовать, он будет продолжать это делать». На выборе деловой атрибутики нередко отражается и количество нулей, которыми исчисляется капитал его владельца. Как правило, бизнесмены средней руки никаких вольностей себе не позволяют, на переговоры приходят в добротных деловых костюмах, не забывают и про приличную обувь и аксессуары… Зато истории известно немало примеров, когда миллионеры и миллиардеры подобными условностями пренебрегают: то клиентов встречают в домашних тапочках, то появляются на деловом приеме в джинсах… Встречаются и эпатажные персонажи вроде экс-владельца «Евросети» Евгения Чичваркина, который своим внешним видом подрывал все устои московской деловой тусовки. Но кто-нибудь назвал бы его неуспешным коммерсантом?! Опять же за внешней благопристойностью может скрываться бизнесмен-неудачник… Российские консалтеры приводят пример, когда генеральный директор одной компании ездил на супердорогом автомобиле, приглашал своих партнеров в лучшие рестораны, но при этом месяцами не платил сотрудникам зарплату…

Впрочем, делового этикета и принципа «встречают по одежке» никто еще не отменял. «В моем гардеробе обязательно должно быть пару костюмов известных брендов, хотя это больно бьет по карману, — рассказывает сотрудница одной из московских выставочных компаний. — Но появиться на деловой встрече в чем попало я не могу, меня просто не поймут». Да, репутация сегодня отрывается от имиджа, нередко выходя на первый план, но если нужно произвести первое хорошее впечатление на человека, который о тебе еще ничего не знает?..

«Желание выделиться продиктовано инстинктами, — утверждает психолог Юрий Беспалов. — Любой человек вынужден включаться в некую социальную среду, и, чтобы добиться больших результатов, ему хочется порой казаться лучше, чем он есть на самом деле». Сейчас во время кризиса многие заговорили об избыточном потреблении, чересчур сильном стремлении к роскоши, и не случайно владельцы крупных компаний, а за ними и высокие государственные чиновники во многих странах отказываются от бонусов и части своих зарплат. На этой волне может возникнуть желание уйти от визуальной демонстрации своих достижений: когда приходится увольнять тысячи сотрудников и подсчитывать убытки, тут не до внешнего лоска. На Западе многие бизнесмены уже давно мыслят другими категориями, например, такими, как удобство и комфорт, утверждает Александр Паньков. Но на деловые переговоры они все равно приходят в костюмах, делится впечатлениями Борис Медник. В общем, многое зависит от того, насколько адекватна самооценка человека, поясняет Юрий Беспалов: «При достижении зрелости потребность в понтах отпадает, но таких людей в обществе около 20 %. Все остальные ведут себя, как подростки, к которым уже пришло осознание собственного «я», но зрелость еще не достигнута». 

Придется раскошелиться…

Затраты на имидж бизнесмена средней руки можно подсчитать, хотя цифры весьма приблизительные. Например, стрижка обойдется в 15—30 долларов, хорошие часы стоят 2000—15000 «зеленых». Плюс костюм (700—1500 долларов), туфли (300—400 долларов). И, конечно, автомобиль по статусу: от 30 тысяч и выше… При этом нужно посещать определенные мероприятия, приглашать партнеров на бизнес-ланчи или обеды. Что касается отдыха, то все больше людей начинают увлекаться активными видами: горные лыжи, дайвинг…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter