Реально ли выполнить прогнозы по инфляции

Понижение следует

Свежие данные Белстата — инфляция в ноябре составила (как и в прошлом месяце) 0,8 процента. Из продуктов больше всего подорожали в силу сезонного фактора свежие огурцы и помидоры (на 36,5% и 16,7% соответственно). Несколько подросли в цене яйца куриные, яблоки, картофель. Зато подешевели цитрусовые, капуста белокочанная, гречка. Из непродовольственных товаров чуть дороже стали хозяйственные товары. Упали в цене обувь, стройматериалы.



В годовом же исчислении цены выросли в целом на 10,1 процента. И это самые низкие за последние годы темпы роста. Более того, напомню, в августе впервые за семь лет в стране была зафиксирована дефляция. Учитывая ежемесячную динамику цен и ситуацию на финансовом рынке в целом, можно предположить, что за декабрь существенных изменений не произойдет. А это значит, что инфляция в 2016–м будет удержана в прогнозируемых параметрах на уровне 12 процентов. Уверенность в этом высказывают и в Правительстве, и в Национальном банке. Не сомневается в позитивной динамике финансовый аналитик Валерий Полховский:

— Уровень инфляции — это всегда отражение той денежно–кредитной политики, которую реализует Нацбанк. Если она очень мягкая, как было у нас до 2011 года, в экономике накапливается избыточное количество дешевых денег, которые разгоняют инфляционные и девальвационные процессы. Сейчас Нацбанк проводит довольно жесткую монетарную политику. И поскольку никаких изменений в этом направлении в 2017–м не планируется, то инфляция продолжит снижаться. Поэтому, я полагаю, инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов также будут спадать.

Валерий Полховский

Эксперт считает вполне достижимым выход в будущем году на однозначные параметры инфляции в девять процентов. А к 2020 году Нацбанк и вовсе рассчитывает снизить этот показатель до пяти процентов. Валерий Полховский оценивает это как позитивный сигнал для экономики.

— Стабильность цен — это абсолютно необходимый элемент макроэкономической устойчивости. В любой экономической системе инфляция должна быть под жестким контролем. Только так можно прогнозировать экономический рост. Кроме того, иностранные инвесторы, видя более предсказуемый уровень инфляции, более четко смогут планировать свой бизнес в нашей стране.

Правда, у нынешней политики финансовых властей есть и обратная сторона. Несмотря на то что в этом году ставка рефинансирования снижалась уже трижды, кредитные ресурсы по–прежнему остаются недоступными для многих предприятий, что негативно сказывается на их развитии. Устранять сложившийся перекос эксперты предлагают за счет структурной перестройки экономики. 

А вот профессор экономического факультета БГУ Валерий Байнев несколько по–другому смотрит на проблему:

— С инфляцией можно бороться по–разному. У нас сейчас все сводится к запретительным ставкам по кредитам, сжиманию денежной массы, сокращению госрасходов. Но есть второй путь. Чтобы не было инфляции, надо раскручивать предприятия, увеличивать производство товаров, которые находили бы сбыт. Поэтому Нацбанк как мегарегулятор делового климата должен в первую очередь обеспечить макроэкономические условия для развития реального сектора, сделать доступными кредиты и оградить всех нас от девальваций. Инфляция всего лишь маленький штрих в этой работе. Единственный надежный способ борьбы с ростом цен — это эффективная работа предприятий и рост национальной экономики.

konon@sb.by

Советская Белоруссия № 239 (25121). Вторник, 13 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter