Понимай и властвуй

Психолог — правая рука делового человека
Психолог — правая рука делового человека

Один восьмилетний мальчик, начитавшись «Гарри Поттера», воскликнул: «Волшебство — это просто: добивайся того, чего ты хочешь!» Если бы! Тогда все мы жили бы припеваючи: брали одну профессиональную вершину за другой, сколачивали состояния, на работу не шли — летели. Но не получается. Сегодня даже люди успешные, «владельцы заводов, газет, пароходов», чаще и чаще обращаются к психологам. Они, как выясняется, — незаменимые советчики в больших делах.

Гримасы Карнеги

«К чему взрослым образованным людям психолог? — подумает читатель, подняв голову от работы. — Бухучету не научит, клиента не приведет. А уж между собой как–нибудь сами разберемся. Почитаем что–нибудь типа Карнеги — и все дела». Это и есть, по мнению декана психологического факультета Академии последипломного образования, доктора психологических наук Владимира Янчука, одно из главных заблуждений: «Карнеги не имеет никакого отношения к психологии, и я никому бы не советовал слепо следовать рекомендациям наподобие: «Улыбайся — и люди за тобой пойдут». Как минимум нужно знать, кому улыбаться и делать это к месту... Роль и задачи психологии в современном мире вообще и бизнесе в частности куда шире и многограннее. На Западе это поняли давным–давно. В свое время я наблюдал, как занимаются в английском институте для миллионеров председатель правления компании «Кенсбери», президент «Мицубиси–банка» и иже с ними. Чему бы вы думали 3 дня в месяц учатся люди, живущие в замках и летающие на личных самолетах? Работе с персоналом! Потому что во главе всего стоит человек и его надо знать».

В советские времена все было проще некуда. Потребитель гонялся за дефицитом, работник считался «винтиком» в системе, а в «знатоках человеческих душ» ходили парторги. Теперь продавец гоняется за покупателем и во главе угла — человеческий потенциал. Но разве им воспользуешься, если в руках только стародавняя, одна для всех, «отмычка»? Ох, не сладко приходится современному руководителю! Пестовал раньше профессионалов–«звезд» — а теперь выясняется, что они всегда уступают сплоченным командам. Гордился производственным климатом — а теперь психологи говорят, что здоровому коллективу как воздух необходимо инакомыслящее меньшинство. «Самая психологически комфортная атмосфера — в болоте, где притираются друг к другу, — объясняет Владимир Янчук. — Это со всех сторон хорошо, одно плохо — здесь нет развития, нет инициативы, нет обмена взглядами. До поры до времени такой «корабль» держится на плаву, но стоит поменяться конъюнктуре, как он пойдет ко дну. Со стопроцентной гарантией». А как бедному боссу сподвигнуть сотрудников на новые свершения? Метод кнута и пряника исчерпал себя еще при феодализме. Материальный интерес — тоже не панацея. Нет, сегодня дело спорится лишь тогда, когда есть и кнут, и пряник, и хорошая зарплата, и комфортные отношения в коллективе. Причем — в правильных пропорциях.

Вот почему, как считает Владимир Александрович, современный руководитель должен если не иметь в штате психолога, то психологическим досье, «ключиком» для каждого сотрудника обзавестись непременно. Этот, скажем, флегматик — ему срочную работу нельзя давать в принципе, зато он лучше всех разберется в деталях. А этому холерику сам Бог велел работать быстро. Петров после вызова на ковер горы может свернуть, а Иванов впадет в депрессию... Впрочем, то лишь малая толика проблем, в которые с помощью психолога должны вникать боссы и шефы. И кое–кто из них уже перестроился на новые рельсы. Недавно в Минске прошло сразу два крупных конгресса, где психологи демонстрировали бизнесу свои возможности. А на курсах, которые ведет в Академии последипломного образования Владимир Янчук, за партами по 2 года учатся практической психологии руководители всех рангов. Среди них был, кстати говоря, и директор Минского зоопарка. Почему? «У нас резко увеличился штат сотрудников, и я понял, что личного опыта, чтобы управлять коллективом, уже не хватает», — объяснил он. Не уповают на Карнеги, модные брошюры и директора крупных (в каждом — не менее 5 тысяч человек!) предприятий, которых не так давно Владимир Янчук научил принципам мозговой атаки. В очереди на психологическое просвещение — сотрудники госконтроля. Интересно, кто следующий?

Гореть не вредно. Вредно выгорать

Хотите больше узнать о своих деловых качествах? Организуйте на глазах у психолога производственный процесс по сбору машины из коробков спичек. Это часто предлагает сделать своим подопечным психолог Сергей Барановский. Хотите понять, почему не клеится работа? Позвольте специалисту услышать хотя бы один ваш телефонный разговор. А поскольку «скорой помощью» по решению этих и многих других вопросов Сергей Ольгердович работает постоянно, у него мы и решили узнать, что сегодня больше всего мучает деловых людей.

«Только кажется, что производственные конфликты возникают на пустом месте. В одной компании катализатором страстей стала... пролитая чашка кофе. Просто персонал сидел скученно, а ведь если на человека приходится меньше чем 4 кв. метра — это само по себе повышает раздражительность, агрессивность. В другой — сотруднику пришла пора выходить на пенсию, и он начал мстить, вредить остающимся коллегам, — рассказывает Сергей Барановский. — Я вообще считаю, что все взлеты и падения коллектива завязаны на психологии. Ведь кто принимает неправильные решения, просчитывается, вкладывает деньги не туда и не так? Люди! С помощью психологических тестов можно даже определить, сколько тот или иной сотрудник допускает ошибок за день, мелких или крупных. И выигрывает тот, кто вовремя задумается: что не в порядке?» Таким вопросом задался однажды один очень крутой менеджер. Он, как обнаружилось, совершенно не умел отдыхать. Все мысли — о работе, днем и ночью. Еле–еле втолковали, что свободное время руководителя — это золотовалютный резерв, что у него должно быть в запасе 3 часа на посторонние дела. Отжалел 1 час на сеанс массажа и был собою страшно горд...

Больше всего у психологов сегодня хотят научиться «искусству продавать». Но часто ждут фокусов в духе Конька–Горбунка. Махнул хвостом — и заказ у тебя в кармане. А надо самому научиться исподволь наводить мосты с клиентом. Во время таких тренингов и видна главная беда нашего многоопытного делового человека — профессиональное выгорание. Это когда пропадает цель, работа становится рутиной. В армии оно дает о себе знать лоснящимся мундиром и болтающимися пуговицами, в офисе — цинизмом и апломбом. «О, опять идет этот придурок!» — уже по одной такой фразе в адрес посетителя можно ставить «психологический» диагноз. Нередко, увы, целым фирмам...

Школа выживания

Производственные проблемы людей, не обремененных властью и капиталами, давно известны: сплетни, нелюбовь начальства, «абыякавасць да працы». Чем здесь можно помочь?

Если руководитель вас третирует, возьмите ежедневник и постоянно фиксируйте, что делаете в течение дня. Увидите, что недорабатываете, — поднажмите. Нет — у вас появятся новые идеи и аргумент в споре. Не бойтесь поменять работу. Это к лучшему, если увидеть событие не в черной, а в белой рамке. Именно так решил для себя инженер, попавший под сокращение на заводе Орджоникидзе, — и сейчас «рулит» огромной компанией по сборке компьютеров. Тогда как его коллега с трагической миной просто лег на диван, уткнулся в журнал «Огонек» и лежал до тех пор, пока не потерял в придачу и семью.

Со слухами бороться проще. Сплетня — это ниточка, где сплелись правда и неправда. Но хвостик у вас в руке. Размотайте этот клубок до конца, причем у вас в глазах должна быть решимость докопаться до сути. Ставьте перед каждым звеном в цепочке вопрос ребром: ты со мной или против меня? Скажи, от кого это пошло, или я больше не подам тебе руки! А потом прилюдно вручите «бобину» самому сплетнику.

«Абыякавасць» тоже преодолима. Каждое утро, едва проснувшись, пишите в голове сценарий приятного рабочего дня. Почувствуйте с наслаждением, как меняется тусклый цвет стен в вашем кабинете, неприятный голос сослуживца, расцветает кактус на окне. Даже вопли начальства можно мысленно свести на нет. Это удалось одному клиенту Сергея Барановского: он просто представил шефа в нелепых... семейных трусах. Зрелище оказалось настолько колоритным, что ни на что другое он уже не обращал внимания.

На снимке: Владимир Янчук раскрывает секреты бизнеса.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter