Поможем, чем сможем

Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса расширяется

В Беларуси расширяется инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса

О том, как сделать работу центров поддержки предпринимательства (ЦПП) и бизнес-инкубаторов более эффективной, шла речь на республиканской конференции, организованной Министерством экономики. Мероприятие в таком формате проводилось впервые, на нем присутствовали практически все руководители организаций, оказывающих поддержку развитию бизнеса, эксперты из Германии и Польши, представители органов госуправления. «Система поддержки предпринимательства создана и действует, отработана определенная нормативно-правовая база, но эти механизмы будут совершенствоваться — это однозначно, — подчеркнул директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Александр Груздов. — Такой вывод мы делаем исходя из опыта более развитых в этом плане стран, в том числе наших соседей».

Есть куда пойти

По мнению заместителя директора Департамента по предпринимательству Минэкономики Петра Арушаньянца, сейчас наступил переломный момент, когда власть осознала, что «эффективный частный сектор, по сути, единственно возможный мощный двигатель устойчивого экономического роста». По оценкам ведомства, в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ) сегодня задействовано около трети экономически активного населения Беларуси, однако его вклад в ВВП — только 20 %. К 2015 году ставится задача довести этот показатель, как минимум, до 30 %. И здесь важная роль отводится субъектам инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Только за этот год количество таких организаций увеличилось на 10, до 73, из которых 59 центров и 14 инкубаторов. «Половина субъектов инфраструктуры зарегистрированы уже не в Минске или областных центрах, а в районах, и это очень хорошая тенденция», — подчеркнул Петр Арушаньянц. В прошлом году количество субъектов малого предпринимательства и граждан, охваченных услугами ЦПП, увеличилось примерно на треть, до 68,4 тысячи человек. В первом полугодии 2011-го в центры обратились 26,5 тысячи человек. В тематических курсах и семинарах (это наиболее востребованная услуга) приняли участие 9,3 тысячи. Кроме того, начинающие бизнесмены могут получить в центрах необходимую информацию или консультации, им также оказывается содействие в получении финансовых и материальных ресурсов. Сегодня, наряду с традиционными семинарами, центры организуют экономические форумы, выставки-ярмарки, контактно-кооперационные биржи, онлайн-конференции, телефонные «горячие линии». «ЦПП постепенно переходят к более сложным формам, однако такими важными направлениями, как маркетинговые исследования и разработка бизнес-планов, занимаются только единицы», — заметил Петр Арушаньянц.

Инкубаторы, которые в отличие от центров располагают помещениями, в прошлом году «приютили» более 300 арендаторов. Всего ими предоставлено почти 14,5 тысячи кв. м площадей, на которых расположились 2755 работников (годом ранее — 2546). В течение 2010 года инкубаторы выпустили 43 субъекта малого предпринимательства и разместили на своих площадях 38 новых. «Услуги инкубаторов востребованы полностью, пустующих помещений нет, — заметил представитель Минэкономики. — И эту сферу необходимо расширять».

Держитесь крепче

На какую поддержку могут рассчитывать сами субъекты инфраструктуры? Петр Арушаньянц напомнил, что существуют специально созданные веб-сайты, на которых можно размещать информацию о своей деятельности. Он также посоветовал руководителям центров и инкубаторов обратить более пристальное внимание на молодежь (8 сентября 2011 года Госпрограмма поддержки малого и среднего предпринимательства дополнена разделом «Развитие предпринимательства в молодежной среде»). Кроме того, в начале сентября внесены изменения в Указ Президента № 255 от 21 мая 2009 года, которыми расширяются цели предоставления субсидий для объектов инфраструктуры. В прошлом году финансовая поддержка составила около 950 млн. рублей. Арендуя помещения у госпредприятий, организации могут рассчитывать на понижающий коэффициент 0,5. На сегодняшний день этой возможностью пользуются 33 центра, в то время как помещения у государства арендуют 40 центров.

Один из актуальных для центров поддержки предпринимательства вопросов — возможность оказывать образовательные услуги. С 1 сентября нынешнего года вступил в силу новый Кодекс об образовании, который наделил организации и индивидуальных предпринимателей правом участвовать в подготовке взрослых людей, получающих дополнительное образование. Однако в тех случаях, когда речь идет о переподготовке руководящих работников и специалистов, а также повышении квалификации, обязательно нужна лицензия. Судя по репликам с мест, положения кодекса вызывают множество вопросов у участников рынка. В частности, по утверждению начальника отдела повышения квалификации и переподготовки кадров Минобразования Анатолия Абрамова, центры поддержки предпринимательства вправе организовывать курсы «Основы предпринимательской деятельности». Руководители центров сомневаются: «Вы предоставьте нам официальную бумагу, чтобы потом не возникло вопросов со стороны госконтроля». Александр Груздов признал, что проблема, действительно, существует, и Минэкономики обратится в Минобразования за официальными разъяснениями.

Хочешь — научим

«Органы по труду, занятости и социальной защите будут направлять безработных в ЦПП для обучения основам предпринимательской деятельности», — пояснил начальник Управления политики занятости Минтруда и соцзащиты Николай Коханов. Такой курс обязателен для многих безработных, которые проходят профессиональную подготовку. Начинающие предприниматели могут также воспользоваться типовыми бизнес-планами, которые разрабатывает министерство. Однако многие центры также занимаются этими вопросами, поэтому целесообразно объединить усилия в этом направлении, считает Николай Коханов. Через ведомство предприниматели могут получить финансовую поддержку — субсидии на материалы, оборудование, инструменты для организации бизнеса. В текущем году размер такой поддержки составит около 11 млрд. рублей, на следующий год планируется выделить 27,4 млрд.

Бюджетные ссуды предоставляются и субъектам хозяйствования, создающим новые рабочие места, — без процентов и на срок до 3 лет. Фактически объем такой поддержки в 2011 году составит около 44 млрд. рублей. Эти ресурсы направляются прежде всего в районы с высоким уровнем безработицы. Например, их получателем несколько раз становилось частное предприятие «Поставский мебельный центр», благодаря чему было создано около 180 рабочих мест. И если в 2003 году уровень безработицы в городе составлял 16 %, то сейчас — 1,3 %. В настоящее время рассматриваются изменения в документ, регулирующий эту сферу. «Если у исполкомов есть предложения, то надо их вносить. Но следует помнить и о том, что сегодня 8 млрд. рублей, предоставленных в качестве бюджетных ссуд, не работают. Поэтому надо выделять средства тем, кто их эффективно расходует и сможет вернуть», — добавил представитель Минтруда и соцзащиты.

--------------------------------------

Комментарий в тему

Клаус БАЙЕР, председатель правления Немецко-белорусского экономического клуба:

— Объединения предпринимателей могут и должны быть партнерами правительства в вопросах улучшения экономической ситуации. В Германии, например, многое делается для развития малого и среднего бизнеса. Полагаю, что такого же уровня можно достичь и в Беларуси. Если смотреть с позиции иностранного инвестора, то необходимо наладить каналы взаимодействия, которые позволят создающимся в Беларуси малым и средним предприятиям общаться с теми предпринимателями за рубежом, которые хотят прийти на белорусский рынок. Небольшая немецкая компания не станет работать в Беларуси с крупным государственным концерном, для нее это слишком трудно. Поэтому в каком-то смысле должна измениться структура экономики Беларуси.

Если говорить о создании малых предприятий в Германии, то у нас их основатели могут рассчитывать на поддержку как из федерального бюджета, так и на региональном уровне. Каждая из 16 земель в стране имеет свои ресурсы для поддержки. И если говорить о привлечении инвестиций, то, с одной стороны, проводится страновой маркетинг на федеральном уровне. Но и сами земли внутри Германии конкурируют между собой, стремясь предложить лучшие условия для бизнеса. Это и прямые финансовые вливания, и налоговые льготы, и получение земельного участка, подвод к нему инженерных коммуникаций — целый спектр мер, которые могут помочь начинающему бизнесмену.

--------------------------------------

На снимке: ЧПУП «Поставский мебельный центр».

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter