Как белорусы восстанавливали Ташкент

Помощь Ташкенту

Весной 1966 года в столице Узбекской ССР проходила декада белорусской литературы и искусства. Закрыться она должна была 26 апреля торжественным концертом. Однако торжествам не суждено было состояться. На рассвете того дня — в 5 часов 23 минуты — город содрогнулся от мощных подземных толчков. За считаные минуты около 300 тысяч жителей полуторамиллионной столицы лишились крова: более 2 миллионов квадратных метров жилья обратились в прах.



И хотя погибших было относительно немного — называют 8 человек, — красавец Ташкент превратился в руины. Позже подсчитают: разрушенными оказались около 700 объектов торговли и общественного питания, 245 промышленных, 236 административных и 185 медицинских зданий, 181 учебное заведение и 26 коммунальных предприятий. В тот же день в город прилетели высшие руководители СССР — Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и председатель Совета Министров Алексей Косыгин — с большой группой специалистов из профильных министерств. Состоялось совещание — и вся огромная страна устремилась на помощь.



Кстати, в годы Великой Отечественной войны солнечный Узбекистан укрыл от гитлеровского нашествия полтора миллиона эвакуированных взрослых и детей. Пришло время ответного добра. Назначенный незадолго до землетрясения директором Института сейсмостойкости сооружений Академии наук Узбекистана Турсунбай Рашидов позже будет вспоминать:

— Это было что‑то непостижимое. Откликнулись все республики и города Союза. Сюда приехали из Беларуси, Украины, России, Армении, Грузии, Казахстана, Киргизии и многих других дружеских стран и республик. У меня появилось много новых друзей, коллег, интересных собеседников, с которыми мы вместе решали трудные задачи проектировки и строительства, вносили новые архитектурные решения, а также добивались высокой сейсмичности в постройке объектов. Это было время, когда не только строители и архитекторы, но и люди разных смежных профессий приехали в Ташкент просто так, бескорыстно помогать своим узбекским братьям, несмотря на то что некоторым из них пришлось преодолевать нешуточное расстояние для этого.



И среди них — немало белорусов, которых Узбекистан также приютил в годы гитлеровской оккупации БССР. Как писала жившая там белорусская поэтесса Эди Огнецвет, «малышам — чернявым, светло‑русым — руки протянул Узбекистан. Он сроднился в сердце с Беларусью, родиной отважных партизан». В 1966‑м около 300 инженеров и строителей из БССР тут же были отправлены в Ташкент. Момент для многих оказался подходящим: в Минске на Парковой магистрали (нынешнем проспекте Победителей) только‑только завершили возведение грандиозного Дворца спорта, трудовой энтузиазм не иссяк. 

Они жили непосредственно возле своих строек, в армейских палатках по 15 человек. Вход в жилой городок венчали герб нашей республики и большая вывеска, сообщавшая, что здесь живут строители из БССР. Многие возведенные нашими строителями жилые дома имели особую отделку в виде белорусского национального орнамента с надписью: «Жителям Ташкента на счастье от белорусского народа». 

Мой замечательный ташкентский друг, заместитель заведующего отделом современной истории и международных исследований Института истории Академии наук Республики Узбекистан кандидат философских наук Равшан Назаров, специально для читателей «НГ» даже поднял архивные документы тех лет:

— Восстанавливать разрушенный землетрясением Ташкент в 1966 году приехало свыше 2 тысяч белорусских строителей. Ими было возведено 26,6 тысячи квадратных метров жилья и средняя школа на 980 ученических мест. А в пионерских лагерях самой БССР были выделены дополнительные места для детей из Ташкента, которые с мая по сентябрь 1966‑го находились в уютных и благоустроенных корпусах под Минском, Брестом, Могилевом, Гомелем. На всю жизнь в памяти тех детей остались воспоминания о щедрой и гостеприимной белорусской земле.

Благодарность нашей республике проявила и столица советского Узбекистана в своем возрожденном облике. Ученый вспоминает:

— В Ташкенте был построен магазин «Беларусь», появились улицы Белорусская, Минская, Якуба Коласа. Возведенные белорусскими строителями дома стоят до сих пор, и было бы очень хорошо вернуть на них исторические изображения, а улицам вернуть их наименования. Кстати, улица Якуба Коласа в 2018 году вновь появилась на карте столицы Узбекистана, как и памятник этому выдающемуся представителю белорусской культуры, в 1941—1943 годах жившему и работавшему в Ташкенте.



Что же до восстановления разрушенного природным катаклизмом города, оно открыло новую страницу в жизни не только Ташкента, но и многих белорусов. Равшан Назаров отмечает, что после сдачи объектов в эксплуатацию часть строителей осталась здесь и жить:

— А в 1970—1975 годах в Ташкент прибыло большое количество специалистов из БССР в связи с открытием тракторного завода. Белорусы работали практически во всех сферах производства, в научных и культурных учреждениях. В 1979 году в Узбекистане проживали 19 073 белоруса, десять лет спустя их было уже 29 427 человек.

Именно после восстановления узбекской столицы, в 1967 году, на минской карте появилась улица Ташкентская, на которой сегодня расположен известный всему спортивному миру комплекс «Чижовка‑Арена». 



А в мае 1977 года началась передислокация из Ташкента в Минск тоннельного отряда № 1 Министерства транспортного строительства СССР: самое опытное в СССР подразделение метростроителей приступило к работам по созданию Минского метрополитена. 

В XXI веке новый мощный импульс белорусско‑узбекистанскому взаимодействию дали политическая воля руководителей двух стран и прошедший недавно I Форум регионов Беларуси и Узбекистана. А значит, история дружбы продолжается.


В ТЕМУ

Константин Адамович Писарчик приехал в Туркестан в начале XX века. Сын белорусского крестьянина, по профессии землемер, работал в Кокандском землемерном отделе. Хорошо овладел узбекским языком и в начале 1920‑х годов создал курсы по подготовке землеустроителей.

В годы войны в Ташкенте на улице Асакинской жил Якуб Колас. Среди поэтов, проживающих в Узбекистане, известны С. Протасевич и В. Титова, которая на свои стихи сочиняет песни и сама их исполняет. Известны архитектор А. Цитович и трое его сыновей: специалисты в области точных наук Петр Цитович и Николай Цитович, а также заслуженный врач республики Павел Цитович. А полковник запаса белорус Н. Березняк более десяти лет проработал в Республиканском правлении Общества охраны памятников Узбекистана, участвовал в создании многотомного издания Книги памяти Узбекистана.

(Из сборника «Этнический атлас Узбекистана»)

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter