Одна знакомая, впервые столкнувшись с этой практикой, страшно умилилась такому «обычаю». И даже эмоционально описала в соцсети, как ей кто‑то сунул использованный талончик, а она передала его еще кому‑то, и дальше простыня текста о цепочке взаимопомощи, стихийной самоорганизации людей и гражданской солидарности. И заключение: мол, теперь всегда так делать буду! Как же это прекрасно, когда абсолютно незнакомые люди совершенно задаром, по велению чистой души приходят на выручку другим горожанам!
Мою веру в человечество тогда спас тот факт, что восторженной даме напихали полную панамку негатива. Дескать, вы, мадам, желаете пользоваться чистым и удобным, ходящим строго по расписанию общественным транспортом, но не желаете за это платить даже малую сумму, да еще и другим помогаете уклониться от оплаты. Один мужчина, видимо, юрист, написал, что, строго говоря, минчанка совершила административное правонарушение, воспользовавшись чужим, уже использованным билетиком, да еще не постеснялась на весь мир признаться в том, что способствовала совершению такого же правонарушения другими гражданами. Этот тезис моментально подхватили и развили другие пользователи: «Действительно, идешь и видишь, как с соседской машины колеса воруют, — помоги ребятам! Самоорганизуйся с ними, хотя бы подержи баллонный ключ!» и «Видишь, как живодеры собаку мучают, не проходи мимо — прояви стихийную солидарность с согражданами, подержи пса за задние лапы!» Короче, застыдили бедолагу.
Однако она еще пыталась оправдываться. Мол, а вдруг у бедного студента денег на проезд нет, ну как ему не помочь? На доброе дело жалеть не нужно. Тут уж народ совсем осатанел и порекомендовал даме взять на содержание семьи водителей, контролеров и других работников троллейбусного депо, которые недополучат зарплат как раз потому, что вот такие сердобольные расплодили зайцев, не давая общественному транспорту нормально зарабатывать. На этом дискуссия затихла, и мне показалось, что настоящую гражданскую солидарность и ответственность в ней проявили как раз те, кто осудил «добросердечную» нарушительницу.
А я вспомнил, что мы эту спекуляцию на «чистых душах» уже проходили, только в гораздо большем масштабе. Тогда тоже звучали пафосные речи о гражданском обществе, стихийной самоорганизации людей и необходимости снимать обувь прежде, чем встать на скамейку. Помните, как под эту гнилую патетику строились баррикады, летели камни и визжали «женские марши»? Тоже ведь, по сути, обыкновенные преступления маскировались велением души и объяснялись необходимостью всего лишь дружно взяться за руки, а вовсе не стать в сцепку для противостояния милиции.Конечно, антигосударственный мятеж и «талонная взаимовыручка» — правонарушения разного калибра, но насколько же они схожи в своем подтверждении поговорки о том, куда вымощена дорога благими намерениями. Еще один случай ложной поддержки — существование у нас конторок, якобы оказывающих «консультационную помощь» призывникам. К счастью, в последнее время им дали по рукам, но еще недавно они совершенно открыто… нет, не консультировали молодых людей, как лучше подготовиться к военной службе, а помогали им уклоняться от армии. Расписывали самые непроходные диагнозы, рекомендовали поднабрать соответствующие документы, чтобы гарантированно не пройти призывную комиссию. То есть тоже способствовали совершению уголовного преступления — уклонению от мероприятий по призыву на военную службу.
Желание помочь ближнему — прекрасная штука, когда за ней не маячит административная либо уголовная статья. В ином случае самый искренний душевный порыв может обернуться преступлением. Или превращением в жертву преступников. Известно ведь, сколько мошеннических схем выстроено на естественном человеческом желании помочь ближнему, угодившему в сложную ситуацию. От финансовых сборов на несуществующих больных детей до печально известного сценария «Мама, помоги, я попал в беду».
Так что помогать тоже нужно с оглядкой. Взвешенно и рассудительно.
Иначе последует не лучшее продолжение…
rud@sb.by