Помогли Президент и Минкульт. Пенсионер ввез в Беларусь раритетное авто без оплаты таможенных платежей и утильсбора

Настойчивый пенсионер из деревни Старая Белица Сенненского района добился разрешения на ввоз из Украины в Беларусь раритетного автомобиля «Победа», отмены таможенных платежей и признания ее культурной ценностью. А венцом почти пятимесячной эпопеи стало распоряжение Президента об освобождении от уплаты утилизационного сбора за транспортное средство. Историю Николая Маханькова рассказывает источник.

Скриншот с видео телеканала «Орбита» (Украина)

Раньше Николай жил в Украине, работал шахтером, а для души собирал коллекцию — предметы старины, в том числе и машины. Еще до выхода на пенсию они с супругой решили, что на старости лет переедут в Беларусь, куда и отправились в 2009 году. С собой бывший горняк забрал часть старинной коллекции и один из раритетных автомобилей. 

В определенный момент Николаю пришла идея создать в деревне музей старинных вещей, которые он начал собирать четверть века назад, — монеты, приемники, предметы быта и авто, первое из которых он купил 15 лет назад.

— Покупал машины ржавыми, разобранными и сам восстанавливал. Коллекция моя для души создавалась, перепродажей я ни тогда, ни сейчас не занимаюсь. Машины стояли у меня во дворе, и любой желающий мог их посмотреть и полазить по салону, — рассказывает коллекционер.



В 2011 году Николай привез в деревню раритетный Opel 1936 года. А в октябре прошлого года он решил перевезти в Беларусь еще один автомобиль — ГАЗ-М20 «Победа». Но тут возникли сложности — таможня, как и полагается, потребовала растаможить транспортное средство, что обошлось бы пенсионеру во внушительную сумму 9500 евро.

Opel, которому уже более 80 лет, Николай Маханьков несколько раз в год, по праздникам, вывозит в райцентр Сенно, чтобы показать людям

Пенсионер, не располагавший такой суммой, принялся ходить по кабинетам таможни и доказывать, что «Победа» нужна для благого дела — для музея. Но помочь ему таможенники не могли — закон един для всех. 

Единственной возможностью миновать «растаможку» для Маханькова было обращение в Министерство культуры, где автомобиль могли признать культурной ценностью.

— С этой историей к нам обратились журналисты в начале ноября, — рассказала SB.BY Мария Нецветаева, заведующая сектором искусствоведов-экспертов по вывозу культурных ценностей из Беларуси Минкульта. — Мы сказали, что если Николай Маханьков к нам обратится, то поможем ввезти его машину как культурную ценность, но после этого она не будет считаться автотранспортным средством. 

По словам Марии Нецветаевой, при отнесении автомобилей к категории культурных ценностей в Минкульте руководствуются белорусским законодательством и законами Евразийской экономической комиссии. 

— Для автомобилей существует определенный возраст, который позволяет относить их к категории культурных ценностей, т.е. машина должна быть создана до 1 января 1951 года. Автомобиль Николая Маханькова под этот срок не подпадал. Но ввозимая «Победа» являлась частью коллекции, в которую входил Opel, уже находившийся на территории Беларуси, и BMW, находящийся на территории Украины. Нашим законодательством предусматривается ввоз именно коллекции, т.е. ввозимый автомобиль является не сам по себе культурной ценностью, а как часть этой коллекции, — поясняет Мария Нецветаева.

В Министерстве культуры подготовили необходимую документацию о ввозе автомобиля, которая была передана в Государственный таможенный комитет. Но и на этом «приключения» автомобилиста не закончились — в ГТК сообщили, что Николаю надо заплатить утилизационный сбор за машину — чуть меньше 8 млн (неденоминированных) рублей. 

— Но как же так: машина ввезена для людей, для музея, за что мне платить? — недоумевает Николай. — А самое главное — денег-то у меня нет. Я узнал, что освободить от утильсбора может только Президент…

Разумеется, на этом упорный пенсионер не остановился — написал письмо на имя Александра Лукашенко и лично доставил его в Администрацию главы государства.
Спустя некоторое время Маханькова вызвали в Белицкий сельсовет, куда пришло письмо из Администрации Президента с поручением выяснить, как живет и что имеет коллекционер.  

— Но я не в обиде на это, все рассказал. Я понимаю, что прежде, чем освободить меня от утильсбора, надо проверить — вдруг у меня денег куры не клюют, — говорит пенсионер, воспитывающий троих несовершеннолетних детей.

9 марта сельчанину пришло письмо из Администрации Президента с распоряжением главы государства об освобождении Николая Маханькова от утильсбора. 



Коллекционер, несмотря на все сложности и пять месяцев борьбы за «Победу», зла ни на кого не держит и благодарит тех, кто ему помог, — «Минкульт, облисполком, сельсовет, Администрацию Президента», — перечисляет мужчина.

В апреле Маханьков собирается снова поехать в Украину, если позволят средства. Там его «ждут» еще три раритета — BMW 1942 года выпуска, легендарный «горбатый» ЗАЗ-965 1968 года выпуска и ГАЗ-21 «Волга».

Фото: источник

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter