«Помогите мне раскаяться!»

В деревне Лысая Гора Минского района с утра кипит работа: отстраивается старая полуразрушенная конюшня, ждут ласкового хозяйского слова домашние животные. Здесь, на подворье Свято-Елисаветинского монастыря, нашли приют люди с тяжелым прошлым

Любить  Бога,  себя  и  все  живое  можно  научиться,  если  рядом  окажутся  люди,  готовые  поддержать  тебя  на  этом  пути 

В деревне Лысая Гора Минского района с утра кипит работа: отстраивается старая полуразрушенная конюшня, ждут ласкового хозяйского слова домашние животные. Здесь, на подворье Свято-Елисаветинского монастыря, нашли приют люди с тяжелым прошлым, которые пришли сюда, чтобы трудом и молитвами искупить грехи свои перед Богом и людьми. 

Некогда в безвозмездное пользование монастырю передали земли развалившегося колхоза: несколько гектаров запущенных полей, полуразрушенный коровник да конюшню. И с 2000 года сюда стали приходить люди, для которых монастырское подворье могло стать единственным спасением: алкоголики, наркоманы, бывшие заключенные. Некоторые хотели обрести смысл в жизни, другим просто негде было жить. «Приходили к нам и пожилые, и молодые, бывало, талантливые люди, — рассказывает матушка Тамара. – Некоторые владели специальностями, а кто-то отсидел большой срок в тюрьме и абсолютно не был приспособлен к жизни. Спрашиваешь у такого: «Чем ты в тюрьме столько лет занимался?» А в ответ: «Ну, подмету кое-где». 

Смысл реабилитации таких людей был не в том, чтобы просто накормить и дать крышу над головой, нужно было приобщить их к работе и церковной жизни: молитвам, исповеди, причастию. Сделать это насильно было невозможно, требовалось время, чтобы тот, кто раньше жил ради себя, стал по-другому смотреть на мир. Не у всех это получалось, бывало, прожив на монастырском подворье пару недель, «раскаявшиеся» исчезали и больше не возвращались. «Прошлая жизнь этих людей была целиком основана на принципе: «Ты – мне, я – тебе», — продолжает матушка Тамара. — К тому же у многих из них была алкогольная и наркотическая зависимость, своими силами справиться со всем этим они не могли, да и не считали себя виноватыми в том, что с ними произошло. Вот жена была плохая, вот начальник такой-сякой. Было очень сложно убедить их, что каждый сам строит свою судьбу. Поначалу с ними вообще невозможно было работать: они были неуправляемые, творили страшные вещи, бывало, приезжал священник, а они на ногах не держатся». 

За семь лет на подворье побывало больше тысячи человек. В монастыре считают, что если хотя бы двадцать из них теперь твердо стоят двумя ногами на земле, это уже успех. Сейчас в братском корпусе живут шестьдесят послушников, вместе читают утренние и вечерние молитвы, акафист иконе «Неупиваемая чаша». С 2002 года на подворье служится литургия, церковные таинства дают братьям большую силу. Пока в Лысой Горе действует небольшая церквушка, но вот-вот откроется церковь в честь иконы «Неупиваемая чаша». Начинать свою жизнь заново в 40—50 лет тяжело, но практически каждый живущий на подворье стал смотреть на себя и на  свою жизнь по-другому. Некоторых из них привезли сюда родственники, но к превращению из алкоголика-тунеядца в хорошего человека относятся с недоверием. Оно и понятно: ничего, кроме горя, от них они не видели.  «Сейчас моя сестра снова хочет со мной общаться, а еще пару лет назад она меня и на порог не пускала», — рассказывает один из послушников. 

Брат Олег попал на подворье 5 лет назад. «Ой, тяжело было, очень тяжело. Прошел через тюрьму, освободился и почти год еще не жил – существовал. Через знакомых узнал о монастыре, батюшка меня благословил, и я поехал. Многое за это время изменилось, мысли стали другими, появилась цель в жизни, какую-никакую стал приносить пользу. Бывает, в город выезжаю и случайно встречаю старых друзей — просто стыдно становится, что с ними общался: те же фразы шаблонные, а на уме одно – выпить». 

Бывшая полуразрушенная ферма в руках новых хозяев обрела новую жизнь. Выращивают в Лысой Горе овощи, работают братья в коровнике, ухаживают за овцами, козами, свиньями. Недавно закончили строить питомник для собак, тут живут среднеазиатские овчарки. Заводили как охранников, а выросли чемпионы, у каждой в графе «владелец» на выставках значится «Питомник Свято-Елисаветинского монастыря». Питомник – возможность немного заработать, чтобы создать братьям необходимые условия. «Когда к нам приходят люди, у них совершенно нет никаких сбережений, — продолжает матушка Тамара. — Мы их настраиваем на то, что они должны работать, чтобы прокормить себя. Некоторые из них вспомнили свои профессии, полученные в молодости, и работают столярами-плотниками, штукатурами, малярами. Кто-то живет в вагончиках при самом монастыре и помогает здесь. Мы не надеемся, что они построят дом и заведут семьи, для нас главное – чтобы они поменяли свое сознание». 

Даже в нелегкой роли послушника и в работе от молитвы до молитвы многие братья выглядят счастливыми. Здесь, на подворье Свято-Елисаветинского монастыря, они заново учатся любить Бога, себя и все живое на земле. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter