Помогите фермеру на старте

В разговоре с руководителями крестьянских (фермерских) хозяйств часто приходится слышать о многочисленных трудностях. Они-де мешают развитию частного сельхозбизнеса. Порой в этом виноваты местные органы власти. Некоторые из них, дескать, не только не поддерживают фермеров, а, наоборот, заинтересованы в уменьшении их количества. В последнюю очередь вспоминают о фермерах и при распределении госпомощи, хотя по закону мелкие частные хозяйства должны находиться в равных условиях с крупными сельхозпроизводителями…


Одна из главных проблем, на которую сегодня сетуют фермеры, — сложно расширить сельхозугодья. А если, дескать, и выделяют им землю, то где-то у черта на куличках и самого низкого качества. Чисто по-человечески вполне можно понять и руководителей сельхозорганизаций, у которых урезают их собственность: какой нормальный хозяин отдаст соседу свой лучший участок? Однако почти в каждом районе есть низкорентабельные или вовсе убыточные сельхозпредприятия. Вот у них-то как раз, на мой взгляд, и можно отщипнуть участок земли для фермера. Пусть они проявляют свои способности и покажут, как правильно хозяйствовать на земле.

У Бориса Линкевича, главы фермерского хозяйства «Спадчына-плюс», что в Свислочском районе, за плечами многолетний опыт в своей сфере деятельности. Он убежден: для того чтобы начать заниматься фермерством, на старте необходимо иметь не менее ста гектаров земли. Только в этом случае можно окупить затраты, думать о приобретении сельхозтехники. Но теперь в основном фермерам выделяют около сорока гектаров. В то же время нет резона покупать комбайн, если нагрузка на него меньше 150 гектаров. А постоянно просить, чтобы тебе помогли убрать урожай — тоже не дело. Единственный выход — кооперироваться. Однако таких примеров немного. Фермеры пока еще морально не готовы к объединению.

Для решения земельных проблем, по мнению гендиректора Гродненской областной ассоциации фермеров Владимира Ушкевича, в каждом сельсовете должен быть спецфонд по перераспределению земель. Ими пока  пользуется СПК. Но как только человек изъявляет желание работать на земле, райисполком принимает решение в его пользу. Причем балльность таких земель должна быть на уровне среднерайонной. Пока, по статистике, у фермеров она заметно ниже, чем у соседних сельхозпредприятий.

Правда, Владимир Витальевич убежден, что нет плохой земли — есть нерадивый хозяин. Земля для сельчанина — основное средство, которое дает возможность получать продукцию и, соответственно, прибыль.

Но особенно сложно открыть хозяйство начинающему молодому фермеру. И причина тут даже не в земельной проблеме. Чтобы купить технику, семена, горючее, основные средства, нужен начальный капитал. Где взять столько денег недавнему выпускнику аграрного учебного заведения? Кредит в банке! Но для этого потребуется заложить имущество. А откуда оно у только что вступившего в самостоятельную жизнь молодого человека? Нет выхода? Помочь в этом деле могла бы, думается, госпрограмма по поддержке инициативных молодых людей, решивших связать свою судьбу с сельским хозяйством. Владимир Ушкевич уверен: мог бы пойти навстречу сельским бизнесменам и Банк развития.

Несмотря на трудности, желание работать на земле у людей есть. Судите по цифрам. Лишь в 2016 году на Гродненщине ликвидировано фермерских хозяйств больше, чем создано новых. Все остальные годы идет, хотя и небольшой, но прирост. На 1 января в Принеманье функционировало более 350 хозяйств. Причины же свертывания частного сельхозбизнеса называют разные. Одни не рассчитали свои силы, вторые поняли: это не их дело. Но все же немало таких, кто преодолел все трудности и занимается бизнесом на селе вполне успешно.

gennadijj-gil@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter