К истории одной новогодней традиции

Помнит Вена

Что может быть лучше новогодней вечеринки? Только новогодний концерт!

Любители симфонической музыки знают, что самый знаменитый, престижный и впечатляющий новогодний концерт ежегодно проходит в Вене, в Золотом зале Венского музыкального общества (Musikverein). Из–за сумасшедшего спроса одна и та же программа повторяется трижды: 30 декабря в 11.00, 31 декабря в 19.30 и 1 января в 11.15. Самый главный концерт — утром 1 января. Он транслируется на 90 стран мира, и билеты на него самые дорогие — от 35 до 1.090 евро. Но желающих все равно в десятки и сотни раз больше, чем билетов. Поэтому был придуман гениальный ход — розыгрыш в лотерею. Хотите попасть на концерт на следующий год? Со 2 января по 28 февраля оставляйте заявку и ждите — авось повезет. В свободную продажу ни один билет не поступает.

Марис Янсонс дирижирует «Маршем Радецкого». Новогодний концерт в Золотом зале Венского музыкального общества 1 января 2012 года.


Репертуар и даже последовательность известны заранее. Вначале быстрая полька. Потом вальс «На прекрасном голубом Дунае», традиционно прерываемый аплодисментами и поздравлениями. В конце «Марш Радецкого», во время которого дирижер поворачивается лицом к залу и публика с энтузиазмом отбивает такт ладошами. А посередке пестрая смесь из вальсов, галопов, мазурок, увертюр, написанных Штраусами и их друзьями–современниками. Для вящего гламура зал украшается цветами, а в фойе танцует балет в костюмах от Армани и Вествуд.

Непосвященным кажется, будто все это пришло к нам прямиком из XIX века. Но в те времена Штраусы были эстрадой, и приличные оркестры их не исполняли. Начиная с 1929 года ситуация изменилась: Штраусы зазвучали сначала на фестивале в Зальцбурге, а потом и в Вене.

Главным пропагандистом этой музыки был австрийский дирижер Клеменс Краус. И он же дирижировал новогодними концертами, которые проводились в нацистской Вене на деньги имперского фонда «Зимняя помощь немецкому народу». Первый такой концерт состоялся 31 декабря 1939 года, и затем они проводились из года в год.

Традиция продолжала жить и после войны, несмотря на то что в ходе денацификации Краус был на два года отстранен от работы.

Но время шло, традиция продолжалась, и в 1980 году новогодними концертами впервые дирижировал видный мастер — американец Лорин Маазель. А начиная с 1987 года коллектив оркестра стал ежегодно приглашать для этой цели какую–нибудь звезду первой величины. Я как сейчас помню Герберта фон Караяна, который дирижировал «Маршем Радецкого» одними бровями. Зал буквально ревел от восторга. Потом были такие титаны, как Клаудио Аббадо, Карлос Клайбер, Зубин Мета, Риккардо Мути.

Постепенно коричневый оттенок, омрачавший новогодние концерты в Musikverein, полностью истаял, и новогоднее приглашение из Вены стало для дирижеров чем–то вроде знака отличия.

В нынешнем году новогодними концертами в Musikverein дирижировал харизматичный гений 35–летний венесуэлец Густаво Дудамель. Он перенес «Голубой Дунай» почти в самый конец и обогатил программу такими любопытными вещицами, как увертюра к опере «Пиковая дама» Франца фон Зуппе.

Примечательно, что новогодние концерты в Вене стали образцом для других мировых столиц. И если в Нью–Йорке к этой моде пока относятся настороженно, то в Санкт–Петербурге, Лондоне и Амстердаме играют Штрауса вовсю.

В Минске «Новый год в филармонии» проводится ежегодно 31 декабря. В этом году дирижировал Иван Костяхин, среди солистов были такие имена, как Маргарита Левчук, Владимир Громов, Александр Михнюк. По–моему, прекрасная замена салату «Оливье» и прочим «радостям», которые давно уже не в радость. Пройдет еще десять лет, и будет у нас свой новогодний марш, под который мы будем хлопать. А традиция новогодних празднований в филармонии уже есть.

juliaandr@gmail.com

Советская Белоруссия № 2 (25137). Среда, 4 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter