Председатель правления ЗАО "Второй национальный телеканал" Марат Марков подводит итоги первых месяцев работы на новом посту

Помнит прошлое, смотрит в будущее

Долгое время уверенной рукой каналом ОНТ руководил Григорий Кисель, известный в стране талантливый телеменеджер, создавший этот канал. Но вечного ничего не бывает и у ОНТ появился новый руководитель... 

Коллеги по телевизионному закулисью на днях обратили внимание: межпрограммные ролики под общим девизом «Помним прошлое, смотрим в будущее», выход которых на ОНТ приурочили к Дню Независимости и активно крутили в эфире в предпраздничные дни, во многом перекликаются с нынешней ситуацией на канале. Казалось бы, всего три месяца прошло с тех пор, как Марат Марков сменил кресло заместителя председателя Белтелерадиокомпании на кабинет с табличкой «Председатель правления ЗАО «Второй национальный телеканал», но проявить себя профессиональным менеджером новый руководитель ОНТ уже успел. Не растерял прежнюю команду — раз. Работает над новым авторским проектом — два. Активно ищет журналистов нового поколения — три. А значит, поводов для личной встречи накопилось более чем достаточно.


— Марат Сергеевич, с вашим приходом на канал, знаю, многие высказывали опасения: мол, новая метла и мести станет по–новому. Народная мудрость как–то отражает те внутриорганизационные процессы, которые сейчас происходят на ОНТ?

— На мой взгляд, в полной мере их отражает скорее тот слоган, о котором шла речь выше — «Помним прошлое, смотрим в будущее». И здесь важно понять, что с приходом нового человека на руководящий пост, по–старому в любом случае уже не будет.

Лучшее, что я принял с вступлением в новую должность, это коллектив. Причем слаженный, спаянный, дружный. Примерно треть сотрудников работает на ОНТ уже 15 лет, с момента основания канала в 2002 году. Еще 30% — те, кто трудится здесь свыше 10 лет. То есть подавляющее число — это люди, безоговорочно преданные телеканалу. И это безусловный и, пожалуй, самый главный плюс ОНТ.

— Тяжело в таком случае было влиться в такой сплоченный коллектив?

— Руководитель, придя в новый коллектив, не может и не должен подстраиваться под каждого из 300 сотрудников. Его задача — мотивировать, определить вектор развития, чтобы не получилось, как в басне Крылова о лебеде, раке и щуке. Когда нет общего понимания целей и задач, организация просто не может существовать. Скажу главное: каждому будет дана возможность проявить себя. Дальше — личный выбор.

У ОНТ есть хороший профессиональный опыт создания серьезных программ и три главных направления деятельности: спецпроекты, на которых телеканал, по сути, сделал себе имя, документалистика и новостная работа. Это наследие, которое нельзя потерять и которое обязательно останется. При этом я выступаю не только за то, чтобы отдавать процесс создания проектов на откуп сторонним организациям, но и развивать собственное производство, растить профессиональных режиссеров и сценаристов. Их всегда очень мало и все они на вес золота. Полностью согласен с тезисом Главы государства о том, что главное — это люди. Кадровый потенциал у телеканала огромный, но его нужно не только сохранять, но и приумножать, вливать новую кровь.

— Кастинги ведущих и корреспондентов, которые сейчас проходят на ОНТ, ваша, надо полагать, инициатива?

— Да. Вспомните 2002 год, когда канал начинал работать и проводил первые смотры ведущих. Первый кастинг дал шикарные результаты: Александр Аверков, Александр Серебренников, Евгений Лашковский — люди, которые пришли «по первому набору» и которые с каналом до сих пор. И я очень хочу найти таких же людей, которые через 15 лет скажут: «Я пришел на ОНТ в 2017–м...»

Уже сейчас количество желающих попасть к нам на работу зашкаливает, думаю, скоро будем приостанавливать прием заявок. При этом я не рассчитываю на массовый результат, мне важно найти хотя бы одного–двух самородков. Из обязательных условий — харизма, телегеничность, правильная речь. В идеале хочется найти тех, кто может и говорить, и выглядеть, и писать — правильно и красиво формулировать собственные мысли, а не только читать с суфлера кем–то написанный текст. Я глубоко уверен, что ведущему легче достучаться до аудитории тогда, когда он в теме и понимает, о чем рассказывает в данную минуту, умеет анализировать, выдавать экспромт, который органично вплетается в общую канву передачи и телеканала. В свое время, будучи зампредом Белтелерадиокомпании, я стал инициатором проведения краш–тестов, которые в обязательном порядке сейчас будут проходить и ведущие ОНТ. Полетел суфлер? Случилось событие, требующее немедленной реакции? Выкручивайся как можешь, но делай это так, чтобы не было стыдно. Не подводи себя, канал, страну.

— Наверняка кастинги будут штурмовать многие студенты и выпускники журфака. Вы вообще верите в то, что телевизионному мастерству можно научить, и какова тут, на ваш взгляд, роль журфака?

— Сложный вопрос. С одной стороны, многие из тех, кто пришел первым набором и о ком мы говорили выше, не имеют журналистского образования. Но с другой стороны, на телеканале действительно есть грамотные профессионалы с дипломом журфака. Их недостаточно, это правда. Но это не вина, это скорее беда отечественной журналистики. Зачастую молодые люди идут на журфак, не понимая, чего хотят и какое место они потом займут в журналистике. Возможно, проблема действительно глубже, чем кажется. Конечно, хотелось бы получать максимально готовых журналистов. Но назовите мне хоть одну сферу, где после университета выходит профессионал. Сейчас умные компании начинают растить специалиста с момента его поступления в вуз. Это прекрасный мировой опыт, когда корпорация начинает «замыкать» на себе человека, заранее понимая, что через 5 лет он может принести пользу компании.

— А вы лично в лице руководителя ОНТ готовы взять под свое телевизионное крыло нескольких выпускников журфака, чтобы обучить и вырастить для себя кадры? Тогда, возможно, не понадобятся никакие кастинги и телесмотры.

— Скажу больше: готов взять даже не выпускников, а студентов–первокурсников. И это в планах действительно есть. И параллельно уже как моя личная цель: ОНТ снова должен стать каналом, на который будет стоять очередь не только из новичков, но и классных профессионалов. Считаю, добиться этого вполне реально.


— Знаю, что в перспективах также значится и новый авторский проект. Ностальгируете по программе «Крупным планом»?

— Скучаю, отрицать не буду. Телевидение действительно затягивает. Есть, конечно, понимание того, что нельзя заниматься самоповторами. Программа «Крупным планом» — это проект Белтелерадиокомпании. Там он и остался. Здесь же будет другая передача, над форматом уже думаем. И вопрос не в амбициях и не самолюбовании. Во–первых, руководитель обязан быть в профессии, а не просто руководить. Во–вторых, априори надо быть первым на отстаивании той генеральной линии, которой канал придерживается. Принцип «делай как я» — это аксиома для любого начальника. И в–третьих, работа в кадре, вовлеченность в телевизионный процесс — это возможность разобраться как в технических нюансах, так и в профессиональных возможностях сотрудников. Когда руководитель вовлечен, он понимает детали, осознает, где слабые места.

— И где слабые места ОНТ?

— Относительно слабые. Будем работать и над оснащением канала, и над картинкой, и над содержательной составляющей. Нужна качественная аналитика, в первую очередь политическая и экономическая, а не только новостной продукт. Это — общая проблема всего нашего телевидения. Нужны профессиональные журналистские расследования и документальные проекты. В ближайших планах и чисто визуальные изменения («упаковка» канала), и студийное оформление. Планов много, но зачем же выдавать все секреты сразу?

— В сторону интернет–технологий и их использования также поглядываете?

— Безусловно. Важно понимать: интернет не заменит ТВ. И это не следующая ступень развития телевидения. Те, кто так думает, глубоко заблуждаются. Интернет, как и телевидение, — инструмент донесения информации и формирования мнения. Но сегодня — очень важный инструмент. Он позволяет кардинально увеличить охват аудитории любого СМИ. Не следует забывать, что это и огромная рекламная площадка. Пока с нее мы имеем только крохи. Но уверен: только пока.

— Марат Сергеевич, напоследок ответьте на вопрос, который меня давно мучает. Зачем вам, человеку военной закалки с юридическим образованием и неоконченной диссертацией по политическим технологиям, работа на телевидении?

— Военно–инженерное образование дало мне логическое мышление, умение думать, анализировать, раскладывать по полочкам. Юридическое и экономическое, а также аспирантура Академии управления — это развитие в новых сферах, новые знания. Это только кажется, что связи с телевидением здесь нет. Телевидение, как мы заметили выше, объединяет людей разных специальностей. Хороший журналист сегодня — это профессионал–многостаночник, который должен иметь широкий кругозор и различные знания. Он поставлен в такие условия, когда для объяснения с экрана каких–либо процессов, должен сам в них разбираться, хотя бы минимально.

И еще, телевидение — это драйв. И отвечая на вопрос, признаюсь честно: за эти 6 лет на ТВ не было ни одного дня, когда я не хотел бы идти на работу. Мне повезло, я нашел ту сферу деятельности, которой хотел заниматься всю жизнь, но, возможно, не знал об этом. Не зря ведь говорят: «Найди работу по душе, и ты ни дня не будешь работать».

— Новый канал, новые люди и задачи — загрузка полная. Как отдыхаете?

— Есть философия. Уже несколько лет. Тяжелый мощный мотоцикл «Харлей». Это больше, чем отдых. Это страсть. И отличное воспитание собранности, концентрации, воли. И лучший способ не думать о работе, пока ты на трассе.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter