Об отличительных чертах и особенностях новой доктрины, современных вызовах и угрозах, возможностях их предупреждения — интервью «СГ» с Зыгмундом ВАЛЕВАЧЕМ, депутатом Палаты представителей

Помним прошлое, порох держим сухим

Об отличительных чертах и особенностях новой доктрины, современных вызовах и угрозах, возможностях их предупреждения — интервью «СГ» с Зыгмундом ВАЛЕВАЧЕМ, депутатом  Палаты представителей
Год назад Президент поручил подготовить новую Военную доктрину. Это один из правовых актов, принятие которого прописано в Конституции, документ стратегический и глобальный. В нем четко обозначено, что сегодня является главным в оборонной сфере. Если говорить просто, то для страны это как охранная сигнализация для дома. Незаметна, но когда она есть, за свою безопасность, за родных и близких как-то спокойнее. Примечательно, что  важнейший документ утвержден Палатой представителей накануне 75-летия начала Великой Отечественной войны.

Об отличительных чертах и особенностях новой доктрины, современных вызовах и угрозах, возможностях их предупреждения — интервью «СГ» с Зыгмундом ВАЛЕВАЧЕМ, депутатом  Палаты представителей, членом Постоянной комиссии по национальной безопасности и участником делегации Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности.



— Зыгмунд Антонович, какие все же основные характеристики новой доктрины в сравнении с предыдущей редакцией 2002 года?

— Прежде чем говорить об отличительных чертах, я выделил бы главное — доктрина сохраняет оборонительную направленность, четко обозначив прерогативы нашей военной политики. Это очень важно — преемственность многих положений со старой доктриной. Использование силы рассматривается как крайнее средство — после исчерпания мер ненасильственного характера. Объявляя мировому сообществу свою Военную доктрину, наше государство демонстрирует как миролюбие, так и готовность отстаивать национальные интересы.

Но, конечно же, есть и особенности. Документ более детально и комплексно оценивает военно-политическую обстановку вокруг Беларуси и в мире. На основе этого анализа уточняются и взгляды на определение внешних и внутренних военных опасностей. Максимально учитывались тенденции смещения акцентов от возможных внешних угроз к внутренним. Пополнится и словарь терминов, которыми оперирует новая Военная доктрина.

— На какой период доктрина рассчитана и предполагает ли возможность корректировки, если международная ситуация вдруг резко изменится? 

— Конечно, изменения могут вноситься. Это принципиально, поскольку обеспечение военной безопасности и заключается в способности гибко и оперативно реагировать на происходящие события в мире. Ведь это живой документ, который существует не для того, чтобы лежать, как говорится, под сукном, а служить руководством к действию. 

Мы видим небывалый рост принципиальных разногласий по вопросам мироустройства между странами,  которые заявляют о себе как о ключевых игроках на международной арене. Поэтому противостояние на глобальном уровне определило и корректировку подходов к обеспечению военной безопасности на региональном уровне во многих странах. Например, граничащие с нашим государством прибалтийские республики, Польша, Украина, Россия принципиально пересмотрели взгляды на обеспечение своей национальной безопасности, там тоже внесли соответствующие изменения в национальные документы.



— К традиционным направлениям военного дела сейчас добавились еще несколько — космическое, кибер- и информационное измерения. Не секрет, что информационная война уже идет полным ходом, и Беларусь вынуждена защищать свои национальные интересы. Что можно и нужно делать в этом направлении? 

— Еще раз подчеркну, одно из важнейших изменений — смещение вызовов от внешних к внутренним. Появились новые угрозы, связанные с разработкой механизмов по смене неугодных правительств, изменением конституционного строя и нарушением территориальной целостности путем подачи извне так называемых цветных революций. Обратите внимание, что внутренние вооруженные конфликты происходят в основном на территории стран, где руководство ведет самостоятельную, независимую политику. 

Современные военные конфликты — украинский, ливийский, сирийский, йеменский — все больше и больше соответствуют характеристикам так называемых необъявленных тайных и гибридных войн, в которых, помимо активного применения силы в виде незаконных вооруженных формирований, также используются различные инструменты политического, экономического, информационного и иного давления. Кстати, в контексте гибридных войн акцент в Военной доктрине в том числе делается и в информационном противоборстве.

Нужно отдать должное белорусскому военному руководству, за последние годы в направлении противодействия гибридным угрозам сделано немало. Созданы силы специальных операций, разработана система территориальной обороны. Белорусская военная наука начала теоретически осмысливать концепции гибридных, или, как еще их называют, «сетецентрических», войн 10 лет назад. Кстати, в контексте этой работы сформулировано понятие «сетевая оборона» как один из видов современного общевойскового боя.

А попытки расшатать страну изнутри — это историческая традиция, она применялась всегда, во все войны. Другое дело, с учетом новейших технологий это стало более легко осуществлять, с большей степенью вероятности. Появились неконтролируемые сети — интернет, ТВ-программы, которые вещают с космических аппаратов. По существу, резко обострилась конкурентная борьба идеологий, а идеологии, противостоящие нам, направлены на завоевание господства и захват ресурсов, таким образом, «размягчение» общества. Но в Беларуси есть все необходимое, чтобы надежно сохранить стабильность и безопасность.

— Белорусская армия, по мнению международных экспертов, остается одной из самых эффективных на континенте. Но под силу ли нам такая военная ноша?

— Сразу скажу, что, помня прошлое, мы вынуждены держать порох сухим. Сильная и боеспособная армия — хороший сдерживающий фактор. Что касается бюджетного финансирования  Вооруженных Сил, его уровень сопоставим с показателем большинства европейских государств — чуть больше одного процента  ВВП в год.

Для сравнения: Польша в этом году намерена потратить на свою армию не менее двух процентов валового внутреннего продукта, США —  около трех. Почти столько же Россия. Правда, в денежном эквиваленте бюджет Пентагона почти в десять раз больше российского. Безусловный лидер в нашем регионе по тратам на армию — Украина. В 2016-м Киев направит на оборонку рекордные пять процентов ВВП.

— Опыт мировых конфликтов диктует и свои требования к военной технике… 

— Да, в новом документе учли и то, что формат военных действий сегодня не тот, что 10—20 лет назад. Если во время Великой Отечественной войны, чтобы взорвать мост через крупную реку, надо было сбросить на него несколько тысяч авиационных бомб, то в Югославии в 1999 году такой мост уничтожался одной крылатой ракетой. Да сегодня и вовсе конфликт можно развязать, сидя за компьютером.

Вооружение должно быть быстрым и, что главное в современных условиях, мобильным. Только с таким арсеналом можно чувствовать себя уверенно. Тем более если оборонную технику государство производит само. И это далеко не демонстрация силы, а готовность в любую минуту дать отпор. В стране достаточно предприятий и компаний, так или иначе задействованных в оборонных производствах. По требованию Президента, стратегическая задача — создавать собственную эффективную технику. Например, зенитно-ракетный комплекс, который был бы не хуже С-300. 

Наши Вооруженные Силы небольшие по численности, компактные, высокомобильные, оснащены современными образцами вооружения, военной и специальной техники. Сильнейшая составляющая — Военно-Воздушные Силы и войска ПВО, силы специальных операций, ракетные войска и артиллерия, механизированные соединения и воинские части. Они в совокупности —  мощнейшая группировка войск, способная решать любые задачи как мирного, так и военного времени. А если еще подключить механизмы  коллективной безопасности Союзного государства и стран ОДКБ, эта мощь возрастает в разы!

— Спасибо, Зыгмунд Антонович, за интересное и содержательное интервью.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter