Почему рыбаки умирают в палатках

Помни, рыбак: тебя ждут дома

Считается, что ближе всех из нас к природе и здоровому образу жизни грибники, рыболовы, охотники. У первых сейчас не сезон, а вот вторые, к сожалению, слишком часто напоминают о себе — в трагических сводках МЧС или Следственного комитета.


Самые последние печальные новости недавно сообщил начальник Вилейского райотдела СК Евгений Мягков. Двое минчан приехали рыбачить и остались на ночь, каждый в своей палатке. Утром один из друзей обнаружил второго бездыханным: тот отравился угарным газом от горелки. Двумя днями ранее там же, тоже ночью и по той же причине умер еще один минчанин. Чуть раньше, в конце января, при тех же обстоятельствах не проснулся в палатке рыбак из Воложинского района...

Это же парадокс, что ни в одной профессии, даже потенциально самой опасной — верхолаз, пожарный, электромонтер, — люди не гибнут так регулярно и часто, как в погоне якобы за здоровьем. В самом деле, не только же ради улова рыбаки выходят на лед! В минувшие выходные на Заславском водохранилище их были тысячи, не меньше — на 30–километровом Вилейском. А ведь есть еще Нарочь, Браславские озера, Свитязь, бесчисленное множество прудов, озер и рек. Простор, ландшафтные красоты, мороз, свежий воздух, уединение и покой — вот за чем десятки тысяч людей выходят на лед. Их подогревают, конечно, страсть и спортивный азарт.

Что же делать, чтобы, подогреваясь в буквальном смысле, не отравиться до потери сознания и в худшем случае жизни? «Не пить!» Так ответили на вопрос в Минздраве. Резко, а по сути, справедливо. Но употребление спиртного — причина все же косвенная. Действие главного смертельного фактора кратко разъяснил заместитель начальника главного управления судебно–медицинских экспертиз Госкомитета судебных экспертиз Владимир Кузьменков:

— Угарный газ очень опасен, потому что не имеет цвета и запаха: определить его концентрацию и даже распознать наличие в воздухе человек не может. Токсикологи относят этот газ к так называемым кровяным ядам. Он обладает в 14 — 15 раз большим сродством к гемоглобину, чем кислород. Поэтому быстрее с ним связывается, замещая собой кислород. В результате нарушаются обмен веществ и функции тканей. При этом распад карбоксигемоглобина, то есть соединения гемоглобина с угарным газом, происходит в 3.600 раз медленнее, чем с кислородом. Чем больше угарного газа в атмосфере, тем больше опасность погибнуть. Подобные отравления мы наблюдаем при пожарах, при нарушении топочных процессов в печах, в закрытых гаражах, когда при работающем двигателе отсутствует вентиляция. За 2017 год в стране зафиксировано 484 смертельных отравления.

Надо ли говорить, что в тесном пространстве палатки смертельный риск возрастает многократно!

Но что же делать? Ведь не выставишь возле каждого водоема баннер: «Не разжигай горелку в палатке!» Бессмысленно: рыбаки могут ступить на лед в любом месте многокилометрового берега. Как выяснилось, ни в одном из ведомств, так или иначе причастных к обеспечению нашего здоровья и безопасности — Минздраве, МЧС, Минэнерго, — не ведут отдельной статистики смертельных отравлений на льду. Это лишь показывает, что такие случаи не считаются у нас критически многочисленными. И слава богу, если так. Но разве это делает менее ценной жизнь одного человека, для кого–то мужа, отца, сына?

Остается, как советует начальник Вилейской спасательной станции Егор Ровдо, руководствоваться здравым смыслом: обеспечивать приток в палатку кислорода. Иначе он выгорит, и пространство заполнится газом. А еще лучше положиться на совет Александра, журналиста нашего холдинга и многоопытного рыбака: «Горелку вообще не использую. Для комфорта в палатке хватает одной горящей свечи. Но и в этом случае циркуляция воздуха необходима».

...Люди самых опасных профессий, будь то верхолаз или водолаз, сколь бы ни были опытны, перед операцией обязательно проходят инструктаж по технике безопасности. Может быть, эту важную функцию — предупредить, предостеречь, спасти — возьмете на себя вы, матери, жены, дочери бесшабашных рыбаков, более всех других ценящие жизнь близких вам людей?

Отдел журналистских расследований.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter