Помилуй и спаси

Бог стучится в сердце человека не толькь милостями, но и наказаниями.
"Господи, Господи! Я оставил Тебя, но Ты не оставь меня! Не отврати лица Твоего от меня, ибо скорблю. Не дай мне погибнуть с беззакониями моими, хоть и не достоин я быть помилованным Тобой..."

Стоя на коленях и со слезами на глазах, эти слова произносят воры, убийцы, насильники и бандиты... И появляется надежда, что, вернувшись из мест заключения, они уже никогда не преступят закон. Что они смогут занять в обществе достойное место. Это и есть главная задача нашей пенитенциарной системы, которую вот уже 10 лет ей помогает выполнять Белорусская православная церковь.

Направляясь на встречу с отцом Василием Литвинко, который сегодня несет послушание в качестве главного тюремного священника, я не очень-то верила в действенность такого служения. Слишком далекими друг от друга казались мне мысли закоренелых зэков и слова священников. Да и сама тюрьма, где вместо раздумий об исправлении заключенные нередко попадают под влияние сокамерников со стажем, наверное, не лучшее место для теологических бесед. Разве что от скуки, чтобы разнообразить свой тюремный быт...

- Встречаются и такие, - сказал отец Василий, - но тот, кто неискренен, придет раз-другой на встречу и исчезает. А остальные остаются: расспрашивают о Боге, просят научить их молиться и принести церковные книги. Мы даже по их просьбе выпустили недавно новую редакцию "Молитвослова для заключенных" на русском языке, так как на церковнославянском им было трудно читать.

- Но ведь эти люди так далеки от Бога...

- Как знать. Может быть, совсем наоборот. Позитивное воздействие христианского вероисповедания на человека велико. Но в местах лишения свободы оно приобретает еще большее значение и силу. Ведь обладает способностью не только утешать и смягчать стрессовое состояние, но и служить моральным стимулом раскаяния и исправления. Поэтому неважно, хочет человек исповедоваться, окреститься или просто поговорить. Мы стараемся уделить внимание каждому, кто ждет этой встречи.

Свобода в зоне

Сегодня двери исправительных учреждений открыты для представителей всех традиционных для нашей страны конфессий: православных, католиков, мусульман, иудеев. Встретиться со своим духовным наставником заключенные могут, написав заявление на имя руководителя исправительного учреждения. Однако православная церковь в наибольшей мере взяла на себя ношу тюремного служения. Эта прерванная после революции 200-летняя традиция возобновилась благодаря новой политике государства, когда Комитет исполнения наказаний при МВД (нынче департамент) и Белорусский экзархат подписали соглашение о сотрудничестве. В исправительных учреждениях появились молельные комнаты, часовни, домовые церкви и 8 храмов, где сегодня проходят богослужения, исповеди и даже свадьбы. "Храм, - говорят осужденные, - это кусочек свободы в тюрьме".

- А много ли людей за эти годы уверовало? - спрашиваю отца Василия. - Я понимаю, что такой подсчет вы наверняка не ведете. Но все же - это единицы, десятки, может быть, сотни? Я слышала, что, по статистике, несмотря на существующие рецидивы, две трети освободившихся верующих больше никогда не попадают в тюрьму.

- Цифру я вам не назову, не знаю. Но... много. Я служу также в церкви Святого благоверного князя Александра Невского в Минске и часто вижу среди прихожан бывших заключенных. Покинув места лишения свободы, как видите, они не вернулись к своим преступным занятиям, а начали новую жизнь. И мы стараемся им помогать. Не только словом, но и материально. Для тех же, кому просто некуда пойти после освобождения, у кого утеряны все прежние социальные связи, при поддержке МВД в деревне Любча Борисовского района создан Центр социальной реабилитации. Здесь желающие могут жить в труде и молитве столько, сколько им потребуется времени для восстановления документов, поиска работы и т.д.

Как я узнала позже, руководитель этого центра - сам бывший заключенный. Уверовав, он инициировал строительство в колонии, где отбывал наказание, храма и сегодня, возвращаясь туда уже свободным человеком, помогает возродиться другим заключенным. Что может красноречивее рассказать о служении церкви, нежели такие вот примеры? Кстати говоря, известны случаи, когда не только бывшие заключенные, но и их бывшие надзиратели знакомились в тюрьмах со словом Божиим. А потом, сменив мундир на рясу, становились тюремными священниками.

- Скажите, а как в исправительных учреждениях соблюдается тайна исповеди? - спрашиваю отца Василия.

- Так же, как и на воле.

- Даже если осужденный признается в преступлении, которое до сих пор остается нераскрытым?

- Даже если так... Мы можем лишь подвести его к мысли, что нужно рассказать об этом соответствующим органам, но выбор всегда остается только за ним самим. Что же касается священника, то по закону он не может быть привлечен как свидетель.

- А есть ли для вас разница, исповедовать в тюрьме или на воле?

- Вы знаете, есть. Почему? В неволе если человек решился на исповедь (это очень трудный шаг: ведь если все остальные в камере неверующие, они будут только насмехаться и подтрунивать над каждой попыткой заключенного встретиться со священником. - Прим. авт.), то это, как правило, глубочайшая исповедь. Он хочет все высказать, чтобы ему стало легче. И в большинстве случаев после исповеди действительно становится легче.

Молитва грешника

Казалось бы, все так просто. Но все же я не понимала, не могла себе представить, как человек, совершивший преступление, а может быть, и не одно, вдруг кается и начинает верить в Бога? Неужели в мире есть слова и аргументы, которые заставят таких людей хотя бы задуматься о прожитой ими жизни?

- В скорби люди часто обращаются к Богу. И Господь в силе достать из греховной бездны всякого человека, который осознал свои заблуждения и душевные недуги, - только и сказал отец Василий.

Вот уж поистине: Бог стучится в сердце человека не только милостями, но и наказаниями. И если человек не откликается на призыв милостей Господних, то ему посылаются жизненные несчастья, скорби и страдания. Они призваны остановить наш безумный бег по жизни, заставить задуматься. "Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим". И многие, лежа на тюремных нарах, действительно задумываются о пройденном ими пути. Жаль только, что иногда бывает слишком поздно. Один заключенный, например, говорил, что поверил в Бога, когда услышал свой смертный приговор. Что-то произошло, и он вдруг осознал весь ужас содеянных им преступлений.

К счастью, у большинства оступившихся людей все же остается шанс начать новую жизнь. И тогда они благодарят Господа за то, что... попали в тюрьму. "Если бы меня не посадили, не знаю, что еще успел бы я натворить", - повторяют многие заключенные. А однажды мне рассказали о человеке, который, устрашившись собственного злодеяния, впервые в жизни стал молиться прямо на месте преступления, когда жертва истекала кровью у его ног: "Господи, сохрани ему жизнь". Эта молитва была услышана: пострадавшего отвезли в больницу, а преступника - в СИЗО. А потом, после суда, в тюрьме была первая исповедь. Вообще, большинство заключенных исповедуется в исправительных учреждениях впервые в жизни. Причем исповедь обычно длится час-полтора-два со слезами на глазах и беспощадностью к себе кающегося грешника.

- Я помню, как однажды, когда я только начинал тюремное служение, - рассказывал мне отец Василий, - об исповеди меня попросил заключенный, осужденный на смертную казнь. Я спросил, что побудило его к этому. А он ответил, что прочитал в Священном Писании строки, где рассказывается, что грехи родителей отражаются на их детях. И сказал, что у него дома осталась 12-летняя дочь... Поверьте мне, это была искреннейшая исповедь, продуманная, выстраданная.


"...Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей! Только Тебе известными путями спаси меня, многогрешного, и Тебе славу воссылаю, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь".


Компетентно

Первый заместитель министра внутренних дел Александр Щурко:

- Сегодняшнее состояние преступности является следствием нравственной деградации. В то же время многолетние наблюдения за жизнью людей, принявших веру в местах лишения свободы, свидетельствуют, что они начинают придерживаться законопослушного поведения как в период отбывания наказания, так и после освобождения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter