Помидор… с жабрами

Стоит  ли  бояться  детищ  генной  инженерии?

Стоит  ли  бояться  детищ  генной  инженерии? 

Помните сцену из кинобестселлера «Бриллиантовая рука», когда главный герой в универмаге интересовался у продавщицы женским халатиком с перламутровыми пуговицами? И ставшую классической фразу «Будем искать!»? Но одно дело, когда речь идет о предметах гардероба, и совсем другое, когда ученые работают, скажем, над созданием нового сорта растений. Впрочем, не то чтобы совсем нового — точно такого же, но чтобы, к примеру, колорадскому жуку он был не по вкусу. 

И цели вроде благие, и садоводам-огородникам подмога – не надо ни урожаем с жуком делиться, ни посевы всякой всячиной поливать. Только отчего-то помидор с бабушкиной грядки, выращенный по старинке, без какого-нибудь морозоустойчивого гена североамериканской морской камбалы (!), нам милее… 

Впрочем, тут мы, пожалуй, не одиноки. Экологически чистая продукция пользуется популярностью во всех странах мира. Другое дело, что из-за высокой стоимости она не везде и не всем доступна. Тем не менее  хватает людей, которые готовы выложить за вкусное и здоровое питание кругленькую сумму. 

В этой ситуации свое веское слово сказал пресловутый продовольственный кризис. И даже объединенная Европа, долгое время не особо ратовавшая за распространение ГМ-культур, уже сегодня говорит о том, что будущее за ними. Такую же точку зрения высказали ряд крупнейших производителей, например, таких, как компания «Nestle», председатель которой, как сообщают Интернет-источники, утверждает, что мир невозможно накормить без генно-модифицированных продуктов. А по заявлению Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), если бы не использование ГМ-продукции, то продовольственный кризис насупил бы еще лет 10 назад. 

Интерес к детищам генетиков подогревают еще и проблемы изменения климата, а также нехватка запасов пресной воды. Ведь многие ГМ-культуры способны давать хороший урожай, скажем, и в засуху. Кроме того, их выращивание, отметил руководитель Национального координационного центра биобезопасности Беларуси Александр Ермишин, экономически менее затратно. Кстати, по его словам, лет через 10 о выращивании в промышленных масштабах трансгенного сорта картофеля, который разработали совместно российские и белорусские ученые, можно будет говорить и в Беларуси. «Но пока эти сорта не получили разрешения на высвобождение в окружающую среду, их испытывают в лабораторных условиях», — отметил Александр Ермишин. 

Словом, время поразмыслить над своим отношением к ГМ-продукции у нас еще есть. Пока же, и об этом свидетельствуют данные опросов, отношение к таким продуктам у населения неоднозначное. Не помогает и тот факт, что существует немало медицинских препаратов — детищ генной инженерии, которые лечат ряд заболеваний, и вполне успешно. Так может ли калечить то, что исцеляет? 

Не исключено, что негатив формируется попросту от недостатка достоверной информации. А где ее взять, если сайты в Интернете пестрят противоречивыми заявлениями? Более того, зачастую аргументы тех, кто «за» и кто «против», напоминают игру в перетягивание каната. 

Так, недавно шума наделали результаты опытов, проводившихся в России. Со ссылкой на них указывается, что, например, у крыс, которых в течение девяти месяцев кормили ГМ-картофелем, произошло нарушение иммунной системы, возникли аномалии в строении желудочно-кишечного тракта, печени, селезенки и головного мозга… Впрочем, полагаю, есть исследования, подтверждающие и обратное. 

Противники ГМО также утверждают, что экономические выгоды от внедрения содержащих их культур – фикция… Недавний отчет компании «Soil Association» подчеркивает, что урожаи всех основных ГМ-культур практически идентичны урожаям, полученным из обыкновенных семян. 

…Что же, спорщиков рассудит время. А пока вся ГМ-продукция, в том числе ввозимая, попадающая на белорусский рынок, в обязательном порядке регистрируется и маркируется. По словам Александра Ермишина, лаборатория центра биобезопасности за прошлый год выявила около 1 процента такой продукции от общего числа подвергавшейся проверке (в Беларуси работает ряд лабораторий, которые проводят анализ импортных продуктов, содержащих, в частности, сою и кукурузу). 

Только вот, отметил Александр Ермишин, негласный бойкот торговлей таких товаров продолжается. А еще высказывается предложение создавать для них в магазинах специализированные отделы. Александр Петрович находит идею не слишком удачной, поскольку там по соседству могут, скажем, оказаться… хлеб и колбаса. В то же время первый и главный аргумент, которым, на мой взгляд, следует руководствоваться, – удобство потребителя, который имеет полное право сделать свой выбор. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter