Многополярный мир: мечты или реальность?

Полюс притяжения

Сохранение независимости нашей страны остается одной из важнейших задач в условиях нынешней международной турбулентности. Планируя на ближайшую пятилетку свою стратегию, Беларусь исходит в том числе и из оценки текущей глобальной ситуации. Имея открытую экономику, наше государство выступает сторонником многовекторных экономических и политических связей, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве.

globen.shop

На американских выборах 2016 года произошло нечто небывалое: кандидат в президенты Дональд Трамп бросил правящей элите обвинение в том, что она следует не интересам Америки и американцев, а интересам транснацио­нальной либеральной секты глобалистов. Трамп шел под знаменами американской Америки против Америки глобалистской. И самое главное, он победил, а это значит, что сам народ США выбрал именно такую, а не глобалистскую Америку. После вступления в должность Трамп стал проводить политику, радикально отличную от той, что проводили его предшественники. И это коснулось самих основ миропорядка.

По новым правилам

Не секрет, что глобалисты шли к созданию мирового правительства и однополярного мира. Они хотели превратить США в центр глобального контроля и в мирового жандарма. Трамп радикально отказался от такой политики и поменял ее на прямо противоположную — это говорило о том, что он видит миропорядок совершенно иным. Каким же? Трамп пришел к власти под знаменем многополярного мироустройства, а многополярность сегодня — главный ключ к архитектуре мировой политики.

В чем сущность этого явления? В том, что в мире нет единого центра принятия решений, единой истины, норм политкорректности, обязательной системы ценностей. Каждая цивилизация, общество, великая держава и каждый, кто способен утвердить, защитить и отстоять свой суверенитет, становится самостоятельным полюсом. Мир будет поделен на несколько зон, соответствующих цивилизациям, на несколько больших пространств. США, например, будут доминировать в своей естественной сфере влияния, защищая свои национальные интересы так, как посчитают нужным. Это одно большое североамериканское пространство. Другим большим блоком станет Евразия, и это еще один полюс. Китай, Индия, Европа, исламский мир — каждая из этих цивилизаций, в свою очередь, образует большое пространство. И между этими полюсами могут складываться как дружеские и партнерские, так и конкурентные отношения и даже конфликты. Но понимая, что возможны серьезные трения, никто не имеет права вмешиваться в дела современных политических образований, правители многополярного мира будут вынуждены совместно выстраивать архитектуру справедливого миропорядка. Все вместе — с учетом развития каждой из уникальных цивилизаций.

В многополярном мире не будет места для тоталитарной либеральной идеологии. Любое общество сможет себе выбрать любую идеологию: религиозную или светскую, демократическую или монархическую, прогрессистскую или традиционалистскую. То, что подойдет американцам, может быть отвергнуто китайцами или мусульманами. А то, что выберем мы, белорусы, может не понравиться европейцам, как и индусы могут пойти по своему уникальному пути. В конце концов, кто-то может пойти и другой дорогой, следуя за кем-то или подражая кому-то. Но в любом случае выбор будет не навязан глобалистской элитой, а свободно сделан самими народами. Это качественно обогатит человечество, откроет новые духовные, социальные и геополитические горизонты. Многополярный мир — конец тоталитарных идеологий и имперской колонизации. Трамп боролся с глобализмом как идеологией, вместо которой предстал новый субъект политической истории — народ как историческое, культурное и духовное единство. Не случайно Трампа больше всего обвиняли в популизме. Но слово populous означает «народ». А для глобалистов это ругательство, так как сами они никакой народ не представляют — они всегда лишь меньшинства, этнические, социальные, гендерные. Победа народов — начало конца глобалистской секты, что сегодня и происходит. Однако она не опускает руки: власть в Вашингтоне поменялась, и пока неизвестно, куда будут направлены усилия нового президента США. Но ясно одно: перелом достигнут в пользу многополярного мира.

Современный статус-кво

Особое положение среди других государств занимает Китай — именно он становится самым активным и амбициозным игроком на международной арене. Аналогичные движения и устремления наблюдаются и со стороны России, которая не обладает таким экономическим потенциалом, который есть у ее основных гео­политических конкурентов, но, с другой стороны, имеет мощную и развивающуюся военную компоненту. Это обстоятельство позволяет политическим кругам России претендовать на полноценный суверенитет страны и достойное место среди центров нового, многополярного мира. Среди государств, условно говоря, второго политического и экономического эшелона можно выделить Канаду, которая тоже в последнее время очень активна в международной политике и не боится порой перечить США, а также является сторонницей особых отношений с Европой. Китаю удается выдерживать все попытки американского давления, сохранять прочные позиции на мировой арене и, несмотря на все сложности, укреплять и развивать свои отношения со странами Евросоюза, а также с Россией и Беларусью.

Центром геополитических сил, который все больше и больше претендует сегодня на международное влияние, являются и страны Персидского залива. Под эгидой Саудовской Аравии начинает демонстрировать свои амбиции Египет.

Перспектива глобальной эволюции

Все явления, которые мы наблюдаем на мировой арене, на первый взгляд, не связаны между собой. Но это не так: они дополняют друг друга и формируют перспективу глобальной эволюции, которая в пределах достаточно короткого по историческим меркам промежутка времени (5—8 лет) сформируется в принципиально новую картину мира. Все идет к тому, что скоро мы должны стать свидетелями многополярного мира, в центре которого будут суверенные государства с набором необходимых атрибутов суверенитета: сильнейшей экономикой, мощной силовой компонентой, включая ядерное оружие и средства его доставки. Обратите внимание: в последнее время высокоэффективные силы специальных операций используют не только США и Великобритания, но и Россия, Франция, Иран и другие страны.

Переходный период от американской гегемонии к многополярному миру входит в свою очередную стадию. Он, по всей видимости, будет двухэтапным. Первая стадия — ослабление глобального доминирования США и появление новых игроков — уже, можно считать, состоялась. Среди новых стран: Китай, Россия, Франция как представитель европейского континентального объединения, Великобритания, Иран. В некоторой перспективе можно будет также рассчитывать на Индию, Саудовскую Аравию и, возможно, Бразилию. Можно предполагать, что в недалеком будущем мы будем жить в совершенно других геополитических реалиях: будет существовать несколько реальных и полноценных центров силы, отношения между которыми будут определять ключевые параметры мирового развития.

В ТЕМУ

Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей:

— В историческом процессе наложение внешних и внутренних факторов высокой интенсивности — явление довольно редкое. С моей точки зрения, это означает только одно: в ближайшие 3—5 лет мир будет проходить через фундаментальные политические, экономические и социальные трансформации. Альтернативным сценарием развития является многополярный мир. Он предполагает формирование пяти-шести крупных межгосударственных объединений со своим рынком, разделением труда, валютной и правовой системами. Этот проект, по сути, временный и предполагает сохранение уже существующей производственно-экономической системы благодаря эффекту деления на отдельные зоны. Но он также позволяет сохранить национальные государства, традиционные формы демократического представительства во власти и выиграть время (20—30 лет) для поиска ответа на главный вопрос: какое общество мы хотим и сможем построить для устойчивого развития человечества? И главный критерий ответа заключается в простой формулировке: мы будем строить общество с возможностями для всех или только для избранных?

shamko@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter