Полюбите велосипедиста. Он — это вы

Первую велодорожку протяженностью в 27 километров открыли в Минске в сентябре 2009 года. Сегодня в городе, судя по карте, насчитывается шесть официальных маршрутов. Кроме того, на тротуарах также выделены зоны для велосипедистов. Общая длина адаптированных пешеходных дорожек, по словам директора Минского городского учебно-методического центра физического воспитания населения Елены Сидорук, составляет примерно 40 километров. А вот протяженность непосредственно велодорожек так и осталась на отметке в 27 километров. При этом в соответствии с концепцией обеспечения системы велосипедного движения в Минске, утвержденной в конце 2011 года, для комфортного и безопасного передвижения до конца 2015-го в городе должно быть создано 50 километров обособленных велодорожек и 450 километров совмещенных тротуаров. Специалисты признают: отставание от намеченного плана есть. «В год должно появляться 100 километров дорог, предназначенных для велодвижения», — рассказывает председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. Однако на положение дел, по его мнению, повлияла банальная неорганизованность. Так, год ушел на согласование организационных вопросов. Например, долго было неясно, кто будет строить велодорожки и за чей счет. В 2013-м отставание догоняли, а в 2014-м городские власти уже рассчитывают действовать по плану. «Сдали к ЧМ-2014 по хоккею проспект Дзержинского. Но если для машин и пешеходов дорога и тротуар подходят, то о велосипедистах забыли. В результате перспективный маршрут в 20 километров в обе стороны для них оказался неудобным. Придется ремонтировать. А ведь логично было бы уделить внимание и велотранспорту», — говорит Юрий Важник...

Первую велодорожку протяженностью в 27 километров открыли в Минске в сентябре 2009 года. Сегодня в городе, судя по карте, насчитывается шесть официальных маршрутов. Кроме того, на тротуарах также выделены зоны для велосипедистов. Общая длина адаптированных пешеходных дорожек, по словам директора Минского городского учебно-методического центра физического воспитания населения Елены Сидорук, составляет примерно 40 километров. А вот протяженность непосредственно велодорожек так и осталась на отметке в 27 километров. При этом в соответствии с концепцией обеспечения системы велосипедного движения в Минске, утвержденной в конце 2011 года, для комфортного и безопасного передвижения до конца 2015-го в городе должно быть создано 50 километров обособленных велодорожек и 450 километров совмещенных тротуаров.

Специалисты признают: отставание от намеченного плана есть. «В год должно появляться 100 километров дорог, предназначенных для велодвижения», — рассказывает председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. Однако на положение дел, по его мнению, повлияла банальная неорганизованность. Так, год ушел на согласование организационных вопросов. Например, долго было неясно, кто будет строить велодорожки и за чей счет. В 2013-м отставание догоняли, а в 2014-м городские власти уже рассчитывают действовать по плану. «Сдали к ЧМ-2014 по хоккею проспект Дзержинского. Но если для машин и пешеходов дорога и тротуар подходят, то о велосипедистах забыли. В результате перспективный маршрут в 20 километров в обе стороны для них оказался неудобным. Придется ремонтировать. А ведь логично было бы уделить внимание и велотранспорту», — говорит Юрий Важник.

С ним согласны и сами любители прокатиться с ветерком. «Ехала весной по только что сделанному тротуару на улице Маяковского — приходилось лавировать среди пешеходов. Зона-то для нас не была выделена. А тут еще на спуске внезапно закончился тротуар — хорошо, что по тормозам успела дать: бордюр уж очень высокий. Не среагируй вовремя, без травм и повреждений транспорта не обошлось бы», — вспоминает минчанка Марина Мичурина.

Сетуют велосипедисты также на недостаточное количество мест отдыха по пути и отсутствие новых дорожек. «Мало у нас веломастерских. Пробил колесо — и починить негде. Приходится или новое покупать, или самому латать. Но прежде нужно доставить велосипед домой. А сделать это непросто: из автобусов выгоняют, в метро не всегда пускают. В Бельгии, например, есть специальные вагоны для провоза двухколесных машин. У нас же и в городском транспорте, и в электричках велосипедисту некуда приткнуться. А еще такая проблема — запчасти! Всяческие фонарики и светодиоды очень дорогие», — замечает минчанин Владимир Ковалев.

Среди прочих недостатков инфраструктуры выделяется также небольшое количество либо полное отсутствие парковок возле магазинов, рынков, общественных учреждений и во дворах. Кроме того, летом многие не прочь ездить на работу на велосипеде. И деньги на проезд экономятся, и для здоровья полезно. По данным европейских исследователей, люди, которые добираются на работу таким способом, на треть реже болеют.

В то же время в клубе велосипедистов в Минске из года в год заметно прибавление. В Минском велосипедном обществе подсчитали: вечером по велодорожке вдоль Свислочи каждый час проезжает около 400 человек, по главному проспекту — 150. Присоединиться к ним просто. Достаточно иметь в кошельке сумму от Br 1,5 млн. — столько сегодня стоит самый дешевый велосипед. Популярные модели немного дороже — Br 3,5—4 млн. «Для прекрасного пола у нас есть варианты с низкой посадкой и высоким рулем, благодаря чему спина будет в вертикальном положении. Ход будет не быстрым, но комфортным. Можем еще и корзинку к рулю прикрутить. Не нравится такой вариант — на выбор горные, гибридные и шоссейные велосипеды. Отличаются они размером колеса, весом и скоростью. Например, в шоссейных колеса тонкие, могут пробиться на бордюре, предназначены такие велосипеды для езды по хорошим дорогам. Прежде чем заказывать в Интернете, я бы посоветовал «примерить» понравившийся, чтобы узнать, какая длина рамы вам подходит, не тяжеловат ли он. Обычно горный велосипед весит примерно 12—13 килограммов. Чем легче рама, тем дороже. Обязательно прикупите щитки, чтобы не грязнилась одежда, и фонарик — самые простые стоят примерно Br 150 и Br 60 тыс. соответственно. Остальные аксессуары — по усмотрению. Но учтите, что они недешевые», — вводит в курс дела Валерий, продавец веломагазина.

Еще одна возможность стать велосипедистом — взять транспорт напрокат. По данным Минторга, в Минске, в том числе и в зонах госте-приимства, услуги по прокату велосипедов оказывают более 20 субъектов хозяйствования, а сеть пунктов проката насчитывает 32 объекта. В их «автопарке» более 570 велосипедов, 76 % из которых — от известных заграничных производителей. «Br 50 тыс. стоит час аренды взрослого велосипеда. Так некоторые иностранцы берут на полдня и катаются. Среди них много россиян, латыши были, поляки, немцы, финны», — перечисляет Дмитрий, работник одного из пунктов проката на проспекте Победителей. В этот момент как раз возвращал велосипед Рихард, болельщик из Германии, приехавший на ЧМ-2014: «Мне посоветовал сюда прийти друг из России, растрястись. У вас красиво. Хотел бы я привезти свою семью, чтобы мы вместе проехались по вашим ровным дорожкам, посмотрели на пейзажи, полежали на лужайках… Для себя сегодня я открыл другой Минск, свежий и зеленый. Он впечатляет».

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter